logo
сборка госы

3.1. Понятие «спорт». Структура современного спорта как вида деятельности. Особенности, основные задачи и функции службы ссо в сфере спорта.

По мнению Л.П. Матвеева, существует 2 подхода к определению термина спорт. В узком смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность. В широком смысле спорт охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Структура спорта по Матвееву: 1. Общедоступный, ординарный спорт, массовый. Обыденный уровень спортивных результатов. Спортивная деятельность не становится доминирующей в образе жизни и строится в зависимости от иной деятельности. Сюда входит: школьный спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт (зрелый контингент населения), оздоровительно-рекреативный (достижение эффекта здорового отдыха-развлечения, организация интересного досуга). Субъекты спортивной деятельности – спортсмены – любители. 2. Спорт высших достижений. Ориентация на спортивные результаты, повышение их уровня. Многолетние затраты на спортивную деятельность при условии спортивной одаренности человека. Деятельность занимает доминирующее положение. Делится на: профессионально-коммерческий – прибыль; некоммерческий спорт высших достижений – профессионально-достиженческий. Субъекты - спортсмен-профессионал. Переверзин дает такую классификацию: 1.Массовый. Субъекты спортивной деятельности – спортсмены – любители. 2.Спорт высших достижений –делится на любительский спорт. Субъекты – спортсмены – любители. И Профессиональный спорт. Субъекты - спортсмен-профессионал. От любительского и профессионального отходит олимпийский спорт. Субъекты – спортсмены –любители и профессионалы. Из Фед.закона РФ от 4.12.2007 №329-ФЗ

Спорт – сфера социально-культурной Дея-ти, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Массовый спорт – часть спорта, направленная на ФВ и физ.развитие граждан посредством проведения организационных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях в массовых спорт. мероприятиях. Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спорт. соревнований за участие в кот. и подготовку к кот.в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) з/п.

PR – сознательная организация коммуникаций, одна из функций менеджмента, цели кот.достичь плодотворных отношений между организациями и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации (Европейская конвенция по ССО, 2000г.)

Особенности: 1. Отечественный мир спорта в настоящее время проходит этап становления профессиональных ССО. Только относительно недавно для спортивных менеджеров стало очевидно, что взаимодействие со СМИ может приносить значимые результаты для всей организации. В России не научились получать хорошую прибыль из проведения спортивных мероприятий. Журнал "Спортивный менеджмент" провел иссл-ие среди представителей федераций зимних и летних олимпийских видов спорта, задав им всего один вопрос: есть ли в штатном расписании компании собственная PR-служба, или же эти функции переданы сторонней PR-компании? В итоге был получен след рез-ат. Из 12 опрошенных представителей федераций зимних ол-их видов спорта 11 не имеют спец-ых cлужб PR. Только в одной федерации с прессой работает пресс-атташе. Несколько иная ситуация складывается с PR-службами в федерациях летних ол-их видов спорта. 8 федераций не уделяют внимания прессе. 6 — предпочитают работать с ней через пресс-атташе. Одна федерация обращается к PR-службам только в случае крупных сор-ий. Еще одна также работает с PR-службами в случае крупных сор-ий, причем эти функции берет на себя организатор. Одна федерация пользуется поддержкой ФАФКСТ (ранее Госкомспорт) в работе с прессой, еще одна — поддержкой ОКР. И только две федерации имеют спец-ую PR-службу в собств структуре. 2. В России большинство специалистов, осуществляющих в спортивных клубах взаимодействие с журналистами, называются не пресс-секретарями, а пресс-атташе. 3. В России отделы по ССО недостаточно плотно работают со спортсменами, а спортсмены уделяют недостаточное внимание к контактам с журналистами, зачастую отказываясь от них. 4. Часто пресс-службы в России состоят из одного сотрудника.

Работа службы по ССО имеет особое положение в функционировании спорт. организаций из-за: высокое внимание общественности к спортивному клубу; активная публичная деятельность спортивной организации и ее представителей; периодическое возникновение кризисных ситуаций из-за снижения результатов, что является неизбежным явлением в спорте; высокая зависимость от спонсоров и учредителей спорт. организации, т.е. тех субъектов, кто обеспечивает материальную базу.

Службы ССО стремятся к реализации: 1. Болельщики (информирование населения, наполнений оф.сайта, ведение диалога с болелами, минимизация негативных настроений).2. партнеры (взаимодействие с представителями др. орг, проводящих соревнования – РФПЛ).3. журналисты (презентации – пресс-конф, блокирование недружественных атак и нападок со стороны журналистов и внешней общественности, формирование пула лояльных журналистов). 4. коллектив орг.(содействие игрокам, тренерам и руководству в их взаимодействии со СМИ, создание атмосферы конструктивного взаимодействия между всеми членами внутри огр – функционал психолога).

Общие направления для всех аудиторий:1. издание печатной, фото и видеопродукции от имени клуба, формирование позитивного имиджа орг. и развитие ее бренда, проведение онлайн конференций с руководителями и игроками.

Сайт – очень важный фактор. Спецификой спортивной орг. является то, что значительная часть потребителей информации о деятельности явл. пользователями Интернета. Специфична и работа отделов по видам спорта (футбол популярнее, значит его не надо так пиарить, как спортивное ориентирование).

Работа со СМИ:

1. медиа-анализ, поддержка медиа-баз; 2. подготовка к размещению публикаций и прочих текстовых материалов, интервью, а также пресс-релизов; 3. организация маркетинговых мероприятий, брифингов, конференций и круглых столов, презентаций и т.п.; 4. проведение мероприятий исключительно для СМИ; 5. постоянное сотрудничество с медиа и поддержка журналистского пула. 6. сохранять внимание журналистов ввиду эфемерности результатов. Проводится работа со СМИ посредством пресс-мероприятий, таких как пресс-конференции, пресс-туры, а также пресс-ланчи. Сотрудничество со СМИ требует грамотного подхода и эффективной стратегии.

Внутренние отношения: Создание имиджа, Имидж лидера, Имидж организации и/или "команды", включая фирменный стиль, Создание корпоративной культуры, Команда: творчество, работа, быт - система взаимодействия, Кадровые вопросы, Совершенствование управления и технологий, Предотвращение конфликтов. История и традиции.

Внешние коммуникации:

•Поддержание постоянных контактов с партнерами, Связь со СМИ, Связи с гражданским обществом и институтами власти, Международные связи, Реклама, Подготовка к кризисным ситуациям и ликвидация кризисов, Мониторинг ситуации и анализ эффективности деятельности.

Задачи: В упрощенной форме деятельность PR-служб подразделяется на два фронта работы:

1.противостояние распространению негативных сведений о спортивной организации, появляющихся благодаря конкурентам или в результате неправильного толкования событий;

2.пропагандистская деятельность по наращиванию авторитета и доброго имени спортивной организации по принципу «Делай добрые дела и говори об этом» (Формирование доверительных отношений с болельщиками на основе открытости, взаимного доверия и уважения. Поддержка ветеранов спортивного клуба и травмированных спортсменов. Поддержка начинающих спортсменов, детско-юношеских спортивных школ. Поддержка научных работ и творчества в области ФКиС (выставок спортивной фотографии,) Проведение дней «открытых дверей» и экскурсий для болельщиков.

Служба PR выполняет следующие функции:

•Осуществляет сбор сведений об общественных настроениях в области ФКиС в целом и в отношении своего спортклуба (организации) в частности;

•Обеспечивает руководство спортивного клуба (организации) необходимой информацией об общественном мнении, формирующемся о клубе в кругах болельщиков, спортсменов, тренеров;

•Совместно с руководством клуба анализирует складывающуюся ситуацию, предлагает конкретные шаги по устранению тех или иных конкретных негативных проявлений или тенденций; Использует весь спектр инструментов, которые могут улучшить взаимопонимание между спортивным клубом и лицами, с которыми он вступает в контакт; Разрабатывает рекомендации по созданию спортивному клубу позитивного имиджа;

Осуществляет комплекс мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания; Предлагает меры, направленные на расширение сферы влияния спортивного клуба средствами пропаганды, рекламы, выставок, видео- и киноматериалов. Таким образом, эти мероприятия помогают спортивным клубам и организациям решать свои финансовые проблемы, налаживать связь с болельщиками и внешними организациями, формировать о себе позитивное мнение.

Службы по ССО в ФК и С может заниматься :

-заказом маркетинговых, социологических и прочих исследований, из анализом, разработкой и программ по формированию общественного мнения или изменению его в пользу постановленных перед службой СО целей: налаживание ССО, формированием имиджа организации, вида спорта, технологий среди как широких слоев населения, так и узких целевых групп, коммуникаций с лидерами, создающими общественное мнение, официальными политиками, известными спортсменами, учеными и пр.;

-работа со спонсорами, продвижение новых видов спорта в гос. структурах и в сознании целевых групп; - взаимодействие со СМИ, организацией пресс-конф., подготовкой пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отчетов о коммерческой, общественной деятельности, в соревнованиях; - организацией презентаций видов спорта, оздоровительных программ, акций, семинаров для СМИ, создания различных информационных поводов.

PR внутри сферы ФК и С:

Оптимизацией кадровой политики организации отвечающих за спорт, созданием системы профессионального статуса, поддержкой программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами спорта, пенсионерами, представителями новых видов спорта, участием в разработке и проведении акций социального культурного, спортивно-оздоровительного характера, планированием и осуществлением мероприятий для сотрудников отрасли в не рабочей обстановке. 3.2. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых док-ов, испол-х в обеспечении ССО. PR-документы делятся на документы для взаимодействия со СМИ (пресс-релиз), с представителями своей общественности (официальные письма), для внутриорганизационного взаимодействия (служебные записки). 1 группа: 1. пресс-релиз (ньюз-релиз). Сообщение, содержащее важную новость для достаточно широкой аудитории. Существует 3 наиболее распространенных предмета релиза: объявление, управленческие изменения в организации, публичное выступление представителя компании. По определению А.Кривоносова, п-р. представляет собой «официальное сообщение выпущенное для публикаций в печати или распространения по каналам вещательных ср-в связи штаб-квартирами, пресс-бюро различных организаций. К достоинствам п-р относятся: 1.информативность, поскольку содержание п-р представляет собой изложение фактов без какого-либо комментария; 2.актуальность, обусловленная новизной содержащейся в ней информации; 3.достоверность (точность), основанная на официальном характере источника инф-ии; 4.конкретность, вытекающая из привязки содержания п-р к строго определенному инф-му поводу (событию, факту); 5.краткость, ибо п-р прежде всего оперативно-новостной PR-документ; 6.простота и скорость подготовки; 7.универсальность. означающая пригодность п-р. для создания широкого спектра вторичных (журналистских) материалов; 8. технологичность, кот. способствует все более распространенная практика обращения с электронной версией. В основном, рассылается в электронном формате. 2. Бэкграундер. информация текущего событийного характера. Может дополнять пресс-релиз. Это инфа об организации, её профиле, продуктах и услугах, истории создания. 3. Пресс-кит (медиа-кит). Содержит несколько средств коммуникации для потенциального использования СМИ. П-р, бекграундер, биография, фото, сувенирка. 4. Занимательная статья. Материал, цель которой развлечь читателя. 5. Кейс-стори. Рассказ о благоприятном использовании пользователем продукта. 6. Байлайнер. Авторская статья от имени руководителя. 7. Обзорные статьи – аналитический обзор состояния рынков, продуктов, групп, отраслей. 8. Факт-лист. Документ об организации или персоне. 9. Форма вопрос-ответ. Она часто заменяет или дополняет факт-лист в сообщении наиболее вероятно запрашиваемой информации. В форме «Вопрос-ответ» пишущий перечисляет наиболее часто задаваемые вопросы по предмету и представляет на них ответы. Умело написанная форма «Вопрос-ответ» часто может заменить интервью редактора с корпоративным должностным лицом. 10. Биография. 11. Фотографии.

2 группа: пресс-релиз - ньюз-релиз, ежегодный отчет, деловые письма, поздравления, приглашения.

3 группа: периодические внутрикорпоративные издания, оф. сайт, управленческие публикации, книги, брошюры, инструкции, деловые письма.

Имиджевые корпоративные документы вкл.все док-ты, кот.могут быть использованы в деле создания и укрепления имиджа и престижа: сертификаты качества на товары и услуги; дипломы о повышении квалификации персонала(семинары, тренинги, стажировки за границей); лицензии, авторские св-ва на изобретения и патенты сотрудников; дипломы участия компании в выставках и побед в конкурсах; награды и св-ва личных достижений сотрудников; кубки и призы за спорт.достижения организации; дипломы сот-ков предприятия за общественную работу, благодарности, письма.

3.3. Возникла конфликтная ситуация между руководством спортивного клуба и активной группой его болельщиков, требующих смещения тренера, смены руководства и т.п. Опишите план и программу действий отдела по связям с общественностью данного спортивного клуба для разрешения конфликтной ситуации.

Имея дело со спортом, всегда надо предусматривать такие ситуации, что тренер окажется под гнетом. А ситуации такие возникают очень быстро. Первый матч – скидывают на погоду, траву и т.д. Второй матч – начинается возмущение. Третий матч – транспаранты, баннеры. Здесь нужно рассматривать именно взаимоотношения руководства с болельщиками, а не тренера с болельщиками, т.к. тренер – это временный фактор. Тренер уходит, а болельщики остаются. Руководство клуба должно понимать. что клуб – это стратегия, а не оперативность. Иногда клуб идет на поводу у болельщиков, когда болельщики определяют хотим мы этого тренера или не хотим. Перед тем, как давать какие-либо консультации, необходимо изучить как такие ситуации происходили в других клубах. Ситуация, связанная с конфликтом интересов, всегда требует быстрого решения. А такое бывает – больльщикам нужны эмоции и результаты, у клуба другие цели и часто они известны только руководящему составу. Не секрет, что многие профессиональные клубы – это инструмент большого бизнеса, где защищаются чьи-то интересы. И если тренер или игрок не совпадает с интересами, его могут неожиданно уволить без объяснения причин. Конфликт интересов надо тушить очень быстро. Российские клубы работают по принципу – давайте немного помолчим и пар сам сойдет. Ни оправданий, ни объяснений. Когда возникают разногласия с болельщиками, надо организовать много мероприятий, направленных на обмен коммуникациями. Карпин, чувствуя напряжения болельщиков, проводит встречи, где в непринужденной обстановке и с ненормативной лексикой. СМИ и фанаты подвергают такие встречи руганью, но градус снимается. Болельщики видят, что с ними общаются, потому что зачастую болельщики не хотят выгнать тренера, а хотят показать, что они сопереживают клубу и находятся в системе взаимодействия с клубом. Происходит разрядка. Быстрые мероприятия – общение, покаяние тренера – я больше так не буду, информация о том, что игроки отправлены в дубль. Любая инфа, чтобы болельщики думали, что по их просьбам работают. Даже есть применять долгосрочную стратегию, начать с быстрых решений (через 2 года то-то, а вот через день это и это). Пример: конфликт болельщиков и возвращения клуб Зенит Владимира Быстрова. В итоге – постоянные долгосрочные травмы, не попадание в состав, различные встречи с футболистом для обсуждения проблемы, официальные письма и т.д. Конфликт улегся.

Паша: Для разрешения конфликтной ситуации между активной группой болельщиков и руководством клуба необходимо:

1. Провести тщательный анализ возникшей ситуации и выявить основные причины, приведшие к возникновению конфликта, проанализировать взаимодействие болельщиков и руководства клуба.

2. Подготовить официальное письмо в адрес актива болельщиков в котором выразить искреннюю признательность болельщикам за любовь к (виду спорта) и неравнодушное отношение к проблемам любимой команды и пригласить всех желающих на встречу.

3. Подготовить ответы на возможные вопросы, для встречи с болельщиками, и разработать варианты поведения руководства клуба и тренера на встрече.

4. Организовать встречу руководства и тренера клуба с болельщиками, на которой обсудить причины недовольства болельщиков, попросить болельщиков дать свои рекомендации по выходу из кризисной ситуации, проинформировать о дальнейших планах и действиях клуба. На встрече должны присутствовать лучшие игроки команды, имеющие авторитет среди болельщиков.

5. Создать специальную комиссия из авторитетных представителей болельщиков, руководства клуба и членов футбольной лиги и организовать для них экскурсию на тренировочную базу команды, устроить несколько открытых тренировок, где они могли бы сами ознакомиться с условиями тренировок, взаимодействием команды и тренера, содержанием и организацией тренировочного процесса игрока, оценить эффективность системы управления, и методики тренировок.

6. После этого организовать еще одну встречу (своеобразный «круглый стол») на которой обсудить дальнейшие действия по улучшению работы клуба, поблагодарить болельщиков за участие.

7. Привлечь возможные СМИ для освещения этих мероприятий, для того чтобы остальные болельщики клуба не имевшие возможности присутствовать на этих мероприятиях были в курсе событий.

Билет №4