logo search
сборка госы

5.1. Физическая культура и ее социальные функции. Особенности и этапы развития деятельности в области ссо в сфере фк (российский опыт).

ФК - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования ЗОЖ, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (закон о фк и с). По Максименко: ФК – это вид культуры, сущность которой является оптимальная двигательная деятельность, реализуемая посредством физического упражнения на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека. Целью ФК является всестороннее гармоничное развитие личности (оздоровительная, образовательная, воспитательная, досуговая, познавательная). Соц. функции: Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями, т.е. физическим совершенствованием: 1. стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения); 2. стремление достичь высоких личных результатов в спорте; 3. желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности. Как социальное явление ФК выражают специфические функции, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Специфические функции отражают сущность ФК, основой которой является двигательная деятельность. Выделено четыре группы (по признакам общности их проявления): 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени. 4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях. Стране нужны крепкие труженики, способные обеспечить достаточный экономический прогресс.

PR – сознательная организация коммуникаций, одна из функций менеджмента, цели кот.достичь плодотворных отношений между организациями и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации (Европейская конвенция по ССО, 2000г.)

Отечественный мир спорта в настоящее время проходит этап становления профессиональных ссо. Только относительно недавно для спортивных менеджеров стало очевидно, что взаимодействие со СМИ может приносить значимые результаты для всей организации. Современные принципы построения отношений с представителями СМИ находятся лишь в начале своего развития и в этом мы отстаем от западных коллег. Есть организации, которые мало времени уделяют ПС. Это происходит из-за того. что руководители конкретных спортивных учреждений не понимают значения данного блока и команда является закрытым субъектом.

Целесообразно разделить развитие ССО на несколько этапов: 1. Советский этап. ССО в спорте только как продвижение спорта, агитация за ЗОЖ и т.д. Элементы PR, в совр-ом ее понимании, сущ-ли и в спорт-ой жизни СССР. Распр-ой практикой являлись многочисленные встречи спортсменов, команд, тренеров с болельщиками. Орган-ись встречи в прямом эфире ТВ и радио. Ежегодно печатались разнооб-ые календари с предстоящими соревн по разным видам спорта. Эту практику трудно назвать маркетинговым PR-ом, потому что во времена существования СССР перед спортом ставились исключительно пропагандистские задачи. Он не рассм-ся как источник привлечения доп-ых средств.

2. Современный этап. Произошла смена идеологии - к формированию бизнеса, увеличению конкуренции, коммерсализации спорта, открытие границ, появление профессионалов, агентская деятельность. легкие деньги и пр. Теперь спорт – это инструмент для заработка денег.

Особенности: 1. В России большинство специалистов, осуществляющих в спортивных клубах взаимодействие с журналистами, называются не пресс-секретарями, а пресс-атташе.

2. В России отделы по ССО недостаточно плотно работают со спортсменами, а спортсмены уделяют недостаточное внимание к контактам с журналистами, зачастую отказываясь от них.

3. Часто пресс-службы в России состоят из одного сотрудника.

Работа службы по ССО имеет особое положение в функционировании спорт. организаций из-за: высокое внимание общественности к спортивному клубу; активная публичная деятельность спортивной организации и ее представителей; периодическое возникновение кризисных ситуаций из-за снижения результатов, что является неизбежным явлением в спорте; высокая зависимость от спонсоров и учредителей спорт. организации, т.е. тех субъектов, кто обеспечивает материальную базу.

Службы ССО стремятся к реализации: 1. Болельщики (информирование населения, наполнений оф.сайта, ведение диалога с болелами, минимизация негативных настроений).2. партнеры (взаимодействие с представителями др. орг, проводящих соревнования – РФПЛ).3. журналисты (презентации – пресс-конф, блокирование недружественных атак и нападок со стороны журналистов и внешней общественности, формирование пула лояльных журналистов). 4. коллектив орг.(содействие игрокам, тренерам и руководству в их взаимодействии со СМИ, создание атмосферы конструктивного взаимодействия между всеми членами внутри огр – функционал психолога). Общие направления для всех аудиторий:1. издание печатной, фото и видеопродукции от имени клуба, формирование позитивного имиджа орг. и развитие ее бренда, проведение онлайн конференций с руководителями и игроками. Специфична и работа отделов по видам спорта (футбол популярнее, значит его не надо так пиарить, как спортивное ориентирование).

ПР спорту необходим для достиж таких целей, как полож-ый имидж, репутация спорт-го клуба, спортсмена или спорт-ой орг-ии. ПР массового спорта жизненно необходим любому гос-ву, так как популяризация физ- культуры и зож — задача социально важная, и кроме того, способствующая увеличению потен-ой аудитории спорта профес-го. Технологии РОС (развития общественных связей) в спорте почти не используются. Важно признать, что в течение посл 10 лет спорт вообще находился в «загоне». И то, что он выжил в нашей стране и наши спортсмены до сих пор показывают хорошие рез-ты, – это заслуга тренеров и учителей физк-ры, которым удалось на прежних методиках вырастить большое кол-во талантливых спортсменов. Эти спец-ты, невзирая ни на что, продвигают и пропагандируют спорт в своих городах, клубах и школах. Но нужно понимать: их усилий сейчас недостаточно. Мы находимся в критической ситуации, когда необх кардинальная трансф-ия всей отрасли. Перед нами стоит задача вновь в полной мере осознать важность именно соц-го измерения спорт-ой проблематики, понять, как, развивая спорт, мы можем помогать излечению острых и масштабных общ-ых недугов, таких, напр, как наркомания или алкоголизм. Таким образом, на повестке дня стоит вопрос о привлечении к физ культуре и спорту всё большего числа людей. Но в то же время важно понимать: спорт и зож – это одновр-но и товар, и услуга, верное представление о которых требует тщательного и методичного внедрения в сознание людей, поэтапного формирования у них потребности в этом продукте. Рынок PR и рекламных услуг в нашей стране уже достаточно хорошо развит: проф-ые технологии PR и рекламы широко используются и в бизнесе, и в культуре. Поэтому, очевидно, в скором времени необходимо будет привлекать спец-ые агентства для разработки масштабных рекламных и PR-кампаний. Уже сейчас мы пользуемся услугами агентств для произв-ва и размещения рекламы и намерены развивать и расширять это сотр-во.

С учетом этого журнал "Спортивный менеджмент" провел иссл-ие среди представителей федераций зимних и летних олимпийских видов спорта, задав им всего один вопрос: есть ли в штатном расписании компании собственная PR-служба, или же эти функции переданы сторонней PR-компании? В итоге был получен след рез-ат. Из 12 опрошенных представителей федераций зимних ол-их видов спорта 11 не имеют спец-ых cлужб PR. Несколько иная ситуация складывается с PR-службами в федерациях летних ол-их видов спорта. 8 федераций не уделяют внимания прессе. 6 — предпочитают работать с ней через пресс-атташе.

Одним из пионеров систематического PR в нашей стране стал ФК "Спартак Москва". Агентство PR Inc. в профильных конф-х и на семинарах оказывает помощь в форм-ии индив-го имиджа игроков в рамках клубной политики. Также для лучшего представления о складывающихся обст-ах на росс-ом футбольном рынке агентство предоставляет клубу мониторинг прессы и аналит-ие записки с анализом ситуации и прогнозом ее развития.PR-службы с каждым годом играют все большую роль в спорт-ом бизнесе. Благодаря их усилиям спорт стал одной из самых выгодных сфер спонсирования и инвестирования.