19. Коммуникация и ее разновидности. Сущность основных теорий коммуникации.
Виды коммуникации:
межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.)
групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards);
массовая коммуникация происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).
интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.
Дополнительные разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная – между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка. Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен.
Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.
Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.
Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых!, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.
Односторонние коммуникации, простые и быстрые, являются вполне подходящим способом распространения четких, ожидаемых или срочных сообщений. Используемыми инструментами таких коммуникаций могут быть вывешенные на доске объявления, письма, обращение к сотрудникам по внутренней ретрансляционной сети или обращение к большой аудитории на собраниях.
Двусторонние коммуникации, которые могут отнимать достаточно много времени и требовать терпения и личных навыков, следует использовать для распространения информации по комплексным сложным проблемам, неожиданным, исключительно важным для получателя, или когда отправитель рассчитывает узнать мнение получателя. Это позволяет выработать более правильное решение, которое будет с большей готовностью принято теми, кого оно касается.
Лассуэл один из первых предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: "КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ-КОМУ- с каким ЭФФЕКТОМ?" Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
Основные типы коммуникации:
- «главный тип», когда субъект управления стремится предоставить группам общественности всестороннюю информацию, убедительные аргументы, сведения о различных фактах, предлагает сложные логические конструкции, концепции;
- «второстепенный тип», когда субъект управления смещает акценты с логики глубинного познания социального объекта на его внешние проявления, на формы подачи информации. В этом случае главной задачей специалиста по связям с общественностью становится поиск эффективных способов подачи информации, формирование ассоциаций, создание внешне привлекательных образов.
Модель Шеннона-Уивера
В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.
Аналогичным образом осуществляется связь с помощью телеграфных и радиосистем. При их использовании также возникают «шумы», понимаемые в техническом смысле как любые искажения или помехи, отличающиеся от полезного сигнала или сообщения, предназначенного для передачи. Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.
Шеннон и Уивер также предлагают на пути от источника к передатчику поставить еще
один элемент -семантический шум. Он будет отражать изменения в значении, которые
невольно вносит источник информации.
Кибернетическая модель Н. Винера связана с таким важным аспектом коммуникации, как
обратная связь. Он приводит пример термостата, поддерживающего температуру
приблизительно на постоянном уровне. Любая система работает эффективно, когда она
получает информацию о состоянии своих звеньев и на ее основе модернизирует управляющие
сигналы Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится
противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей.
Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба учитывает отношения, которые
устанавливаются между агентами общения, а также между ними и объектом речи.
Х
А В
Возникают следующие виды ориентации:А по отношению к X ,А по отношению к В,В- к
Х, В— к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В
сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего
отношения к X . При несовпадении отношения друг к другу будет не совпадать и отношение к X .
Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься
как ненормальное.
Таким образом, коммуникация является одной из центральных составляющих
современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей невозможно
эффективно осуществлять управление. Применение коммуникативных моделей помогает
создавать в информационном пространстве действенные механизмы взаимодействия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Pr: многообразие определений и понятий.
- 2. Основные этапы становления связей с общественностью как вида практической, образовательной и научной деятельности.
- 3. Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью.
- 4. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
- 5. Внутренняя и внешняя общественность в связях с общественностью.
- 9. Целевая аудитория, ключевая аудитория, конечный потребитель в связях с общественностью.
- 10. Соотношение понятий и видов деятельности: связи с общественностью и маркетинг, реклама, пропаганда, журналистика.
- 11. Паблисити. Сущность и особенности.
- 9. Процесс формирования имиджа. Основные направления деятельности pr-служб по созданию имиджа социальных субьектов.
- 10. Логическая аргументация в коммуникативном пространстве
- 11. Убеждение в работе pRспециалиста. Логические и риторические приемы аргументации.
- 12. Сми как инструмент деятельности по со.
- 14 Вопрос. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15 Вопрос. Виды рабочих информационных документов в со.
- 17 Вопрос. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 20 Вопрос. Коммуникационная среда организации, объекты организационной
- 21 Вопрос. Со как эффективная коммуникация.
- 23 Вопрос. Психологические основы процесса коммуникации.
- Вопрос 24. Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 1. Нейтральная реакция –
- 2) Преднамеренные и непреднамеренные
- 3) Краткосрочные и долгосрочные
- 1) Эффект аудитории - влияние постороннего присутствия на поведение человека.
- 2)Эффект аккумуляции -
- 4) Эффект запоздалой реакции –
- В зависимости от состояния спроса на рынке
- [Править]в зависимости от охвата рынка
- 26 Вопрос. Экономика интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- 27 Вопрос. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28 Вопрос. Модульные технологии связей с общественностью.
- 13. Выбор каналов средств массовой информации. Мониторинг сми.
- 14. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15. Виды рабочих информационных документов в связях с общественностью.
- 16. Пресс-конференция: планирование, организация, проведение.
- 17. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 18. Науки коммуникативного цикла их роль в осуществлении pr деятельности.
- 2) Race – глобальный подход к pr.
- 3) Вывод: pr таким образом является основной частью и координатором в системе коммуникаций.
- 19. Коммуникация и ее разновидности. Сущность основных теорий коммуникации.
- 20. Коммуникационная среда организации. Объекты организационной среды.
- 22. Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций.
- 27. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 29. Принципы сегментирования в интегрированных маркетинговых коммуникациях. Формирование целевого рынка.
- 30. Связи с общественностью как функция менеджмента.
- 7. Функция процесса деятельности
- 31. Коммуникация в ситуации кризиса. Принципы связи с общественностью в кризисных ситуациях (crisis management).
- 32. Конфликтные ситуации в организации. Основные направления деятельности по их прогнозированию и предотвращению.
- 33. Стратегия и тактика переговорного процесса. Этапы переговорного процесса.
- 1. Стадия подготовки переговоров:
- 34. Протокольно-деловой этикет. Нормы делового общения и стиль переговорного процесса.
- 35. Управленческая компетентность и критерии оценки профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью
- 36. Управление лидерством: спичрайтинг и имиджмейкинг
- 37. Pr-консалтинг как специфическая профессиональная деятельность
- 38. Основные направления работы pr-консультанта с инвесторами и финансовыми структурами
- 39. Pr-консалтинг в системе государственного и муниципального управления
- 40. Pr-консалтинг в политической сфере.
- 41. Pr-менеджмент и pr-консалтинг в социально-культурной сфере.
- 42. Основные направления pr-деятельности по формированию корпоративной культуры. Hr-коммуникации сущность и структура.
- Структура элементов корпоративной культуры
- 5) Вымышленные, виртуальные герои.
- 10) Слоган.
- 11) Фирменный стиль.
- 43. Pr-кампания: стратегия и тактика. Технологические этапы pr-кампании.
- 44. Показатели эффективности pr-кампании
- 45. Медиапланирование pr-кампании
- 46. Особенности организации и форматы специальных событий (special events)
- 52. Основные этапы циклического процесса со
- 53. Формирование имиджа. Основные направления pr-деятельности по созданию имиджа социальных субъектов.
- 54. Основные организационные структуры, осуществляющие деятельность по со.
- 55. Pr-агентство: структура и особенности работы. Крупнейшие мировые и российские pr-агентства.
- 56. Принципы организации и специфика работы pr-отдела на предприятии.
- 57. Цели, задачи, функции и основные сферы деятельности пресс-центра в коммерческих структурах.
- 53. Принципы, формы и методы pr-деятельности в работе с постоянными клиентами и партнерами.
- 59. Компьютерные технологии и интернет-ресурсы в связях с общественностью.
- 55. Исследования в деятельности по связям с общественностью.
- 62. Основные коммуникационные методы рекламы и связей с общественностью.