55. Исследования в деятельности по связям с общественностью.
Любой PR-специалист должен владеть основными методами социологических исследований и уметь интерпретировать их результаты. Я приведу краткое описание основных методов исследований, используемых в практикеPR.
Наблюдение – сбор информации со специальных мероприятий (собраний, научно-практических конференций, пресс-конференций и др.). В качестве индикаторов отношения к этим мероприятиям будут выступать различные реакции участников (вопросы, реплики, возгласы, отсутствие реакции, голосование и др.). Возможны варианты включенного наблюдения, когда исследователь путем задавания вопросов и участия в событии постепенно входит в изучаемый объект. Исследователь фиксирует увиденное и услышанное, а также собственные впечатления. При этом наблюдатель, может выступать в нескольких ролях: полный (неизвестен - вовлечен) и неполный (неизвестен - не вовлечен) участник, полный наблюдатель (известен - не вовлечен).
Опросы– массовый анкетный опрос, является основным методом «количественных исследований». О. может проводиться как среди обычных людей, так и среди специалистов. Общее число опрошенных варьируется в зависимости от численности города и целей исследования. ВPRиспользуется несколько видов анкетного опроса: «Facetoface» -личный контакт с респондентом – на улицах, в доме у респондента, на рабочем месте респондента, и в других общественных местах; «Телефонный опрос», «Интернет опрос».
Анкетный опрос – получает информацию о ценностях, интересах, предпочтениях, склонностях людей, мотивах их деятельности, настроениях и мнениях, позволяет мысленно моделировать любые нужныеPR-специалисту ситуации для того, чтобы выявить предпочтения в отношении конкретных товаров, услуг, технологий, организаций.
Экспертный опрос –в качестве экспертов выступают эксперты-профессионалы, которые наиболее компетентны в поставленных в вопроснике проблемах. Для повышения его надежности и эффективности он проводится вместе с какой-либо другой формой социологических исследований.
Экспертные интервью – обычно направленно на получение подробной информации по узкой тематике. В ходе ЭИ опрашиваются специалисты в интересующей области, которые в процессе свободной беседы с интервьюером высказывают свою позицию по различным аспектам заданной теме. Обычно ЭИ записываются на диктофон.
Глубинные интервью – опрос в форме беседы. Обычно ГИ направлены на получение качественной информации, сбор которой невозможен или затруднен другими методами исследования.
Фокус-группа– групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников информации по восприятию ими различных объектов: конкретных товаров, услуг, имиджа торговой марки, сообщений СМИ, рекламы и т.д. При подготовке и проведении ФГ ключевым моментом является Фокус, т.е. концентрация внимания на определенной теме. В фокус группе участвуют модератор – человек со специальной теоретической подготовкой и практическими навыками, который руководит и следит за ходом дискуссии; ассистент модератора – технический помощник, которой подготавливает помещение, технические средства; участники – высказывают мнения по темам, обычно их 8 -10 незнакомых друг другу человек. ФГ в основном проводятся в исследованиях потребительского рынка.
Холл – тест – это специальный метод исследований, предполагающий тестирование отдельных характеристик товаров или рекламных материалов в закрытом помещении. ХТ позволяет получить уникальную информацию о поведении потребителей. На практике ХТ выглядит так: в магазине или в местах большого скопления людей устанавливают оборудованные комнаты – холл, где проводится исследование, представители целевой аудитории опрашиваются по заранее приготовленному вопроснику. Выделяют несколько типов: - слепое (без марки продукта), открытое, оценочное (один товар) и сравнительное (несколько аналогичных товаров).
Домашний тест– вид маркетингового эксперимента, предусматривающего тестирование в домашних условиях, в ситуации их реального использования. ДТ, направлен на оценку функциональных качеств товаров. Наиболее часто метод ДТ применяется для решения задач позиционирования нового товара, позволяет выявить недостатки и преимущества товара по сравнению с аналогами других производителей, определить оптимальную цену товара, название и др. характеристики. Преимуществом ДТ является то, что тестирование продуктов происходит в тех же условиях, в которых они используются в реальной жизни.
Анализ документов –изучение документальных источников, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Формы: клиппинг (копирование определенных статей в прессе с указанием источника и времени выхода); мониторинг (сбор материалов по определенной тематике); транскрибирование электронных СМИ (расшифровка теле- и радио эфира на бумажных носителях); анализ организационной документации (исследование архива).
Контент-анализ – анализ текстов, сочетает в себе черты и качественного и количественного исследований. КА дает возможность сформировать динамическую картину высказываний, мнений, реакций и общественных стереотипов. КА используется в работе со следующими видами текстов: публикации СМИ и текстовые материалы в Интернете, внутренние документы компании, рекламные буклеты и информационные материалы, тексты ЭИ и ГИ, отчеты государственных, общественных, отраслевых и профессиональных организаций и др.
Статистический анализ – методы СА направлены на получение информации с помощью математических методов обработки первичных и вторичных данных. Маркетинговый анализ статистических данных проводится с использованием программных пакетовExcel,Access,Statisticaи др.
Свободный поиск – это особая исследовательская стратегия, применяемая для получения нестандартной или специальной информации в ограниченные сроки. В режиме СП исследователь использует разнообразные источники информации: - публикации электронных и печатных СМИ; - материалы из сети Интернет; - книги; - массовые опросы; - отчеты и публикации профессиональных, отраслевых и общественных организаций; - правительственные отчеты; - включенное наблюдение; -экспертные и глубинные интервью; - пресс-конференции, презентации, выступления, доклады, лекции; -др. источники, использование которых не ограничено законодательством. Результатом СП является краткий отчет в форме обзора ситуации в интересующем контексте.
Web-поиск– вид свободного поиска посредством сети Интернет. Эта сеть содержит разнообразные сведения по любой тематик.
- 1. Pr: многообразие определений и понятий.
- 2. Основные этапы становления связей с общественностью как вида практической, образовательной и научной деятельности.
- 3. Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью.
- 4. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
- 5. Внутренняя и внешняя общественность в связях с общественностью.
- 9. Целевая аудитория, ключевая аудитория, конечный потребитель в связях с общественностью.
- 10. Соотношение понятий и видов деятельности: связи с общественностью и маркетинг, реклама, пропаганда, журналистика.
- 11. Паблисити. Сущность и особенности.
- 9. Процесс формирования имиджа. Основные направления деятельности pr-служб по созданию имиджа социальных субьектов.
- 10. Логическая аргументация в коммуникативном пространстве
- 11. Убеждение в работе pRспециалиста. Логические и риторические приемы аргументации.
- 12. Сми как инструмент деятельности по со.
- 14 Вопрос. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15 Вопрос. Виды рабочих информационных документов в со.
- 17 Вопрос. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 20 Вопрос. Коммуникационная среда организации, объекты организационной
- 21 Вопрос. Со как эффективная коммуникация.
- 23 Вопрос. Психологические основы процесса коммуникации.
- Вопрос 24. Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 1. Нейтральная реакция –
- 2) Преднамеренные и непреднамеренные
- 3) Краткосрочные и долгосрочные
- 1) Эффект аудитории - влияние постороннего присутствия на поведение человека.
- 2)Эффект аккумуляции -
- 4) Эффект запоздалой реакции –
- В зависимости от состояния спроса на рынке
- [Править]в зависимости от охвата рынка
- 26 Вопрос. Экономика интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- 27 Вопрос. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28 Вопрос. Модульные технологии связей с общественностью.
- 13. Выбор каналов средств массовой информации. Мониторинг сми.
- 14. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15. Виды рабочих информационных документов в связях с общественностью.
- 16. Пресс-конференция: планирование, организация, проведение.
- 17. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 18. Науки коммуникативного цикла их роль в осуществлении pr деятельности.
- 2) Race – глобальный подход к pr.
- 3) Вывод: pr таким образом является основной частью и координатором в системе коммуникаций.
- 19. Коммуникация и ее разновидности. Сущность основных теорий коммуникации.
- 20. Коммуникационная среда организации. Объекты организационной среды.
- 22. Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций.
- 27. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 29. Принципы сегментирования в интегрированных маркетинговых коммуникациях. Формирование целевого рынка.
- 30. Связи с общественностью как функция менеджмента.
- 7. Функция процесса деятельности
- 31. Коммуникация в ситуации кризиса. Принципы связи с общественностью в кризисных ситуациях (crisis management).
- 32. Конфликтные ситуации в организации. Основные направления деятельности по их прогнозированию и предотвращению.
- 33. Стратегия и тактика переговорного процесса. Этапы переговорного процесса.
- 1. Стадия подготовки переговоров:
- 34. Протокольно-деловой этикет. Нормы делового общения и стиль переговорного процесса.
- 35. Управленческая компетентность и критерии оценки профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью
- 36. Управление лидерством: спичрайтинг и имиджмейкинг
- 37. Pr-консалтинг как специфическая профессиональная деятельность
- 38. Основные направления работы pr-консультанта с инвесторами и финансовыми структурами
- 39. Pr-консалтинг в системе государственного и муниципального управления
- 40. Pr-консалтинг в политической сфере.
- 41. Pr-менеджмент и pr-консалтинг в социально-культурной сфере.
- 42. Основные направления pr-деятельности по формированию корпоративной культуры. Hr-коммуникации сущность и структура.
- Структура элементов корпоративной культуры
- 5) Вымышленные, виртуальные герои.
- 10) Слоган.
- 11) Фирменный стиль.
- 43. Pr-кампания: стратегия и тактика. Технологические этапы pr-кампании.
- 44. Показатели эффективности pr-кампании
- 45. Медиапланирование pr-кампании
- 46. Особенности организации и форматы специальных событий (special events)
- 52. Основные этапы циклического процесса со
- 53. Формирование имиджа. Основные направления pr-деятельности по созданию имиджа социальных субъектов.
- 54. Основные организационные структуры, осуществляющие деятельность по со.
- 55. Pr-агентство: структура и особенности работы. Крупнейшие мировые и российские pr-агентства.
- 56. Принципы организации и специфика работы pr-отдела на предприятии.
- 57. Цели, задачи, функции и основные сферы деятельности пресс-центра в коммерческих структурах.
- 53. Принципы, формы и методы pr-деятельности в работе с постоянными клиентами и партнерами.
- 59. Компьютерные технологии и интернет-ресурсы в связях с общественностью.
- 55. Исследования в деятельности по связям с общественностью.
- 62. Основные коммуникационные методы рекламы и связей с общественностью.