56. Принципы организации и специфика работы pr-отдела на предприятии.
PR-служба– особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть ее системы управления, которая способствует обеспечению согласия как собственно коллектива организации, так и внешней политики с декларируемой политикой и реальной практикой функционирования этой организации. В настоящее время в развитых странах практически каждая крупная фирма или компания имеет самостоятельную PR-службу или по крайней мере PR-специалиста, реализующего действия по организации взаимовыгодных связей с общественностью.
Перед любой PR-службой стоят следующие основные задачи:
- Постоянно предоставлять руководству организации информацию о мнении общественности, по тому или иному направлению деятельности организации, о реакции этой общественности на проводимые акции.
- Стараться поддерживать доверие к руководству организации.
- Улучшать отношения между организацией и ее целевой аудиторией, которая может быть самой разнообразной в зависимости от занятий организации.
Основные направления деятельности PR-службы:- деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности коммерческой структуры; - первичное информирование потенциального потребителя о деятельности коммерческой структуры (цели, задачи, направления деятельности, традиции, социальная функция и т. д.); - поиск точек соприкосновения интересов коммерческой структуры с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений; - формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с коммерческой структурой, формирование у него чувства причастности к делам структуры; - внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности ваших общих интересов над его другими интересами.Основные принципы деятельности PR-отдела:1. Обеспечение взаимной пользы организации и общественности, а также абсолютная честность и откровенность тех, кто занимается этим видом управленческой деятельности. 2. Открытость информации. Известный английский специалист в этой области Сэм Блэк вообще считает данный принцип определяющим. «PR, пишет он; - это искусство и наука достижения гармонии с помощью взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Опора на объективные закономерности функционирования массового сознания, отношений между людьми, организациями и общественностью, решительный отказ от субъективизма.
Структура PR-отдела определяется взглядом вверх и вниз по иерархической лестнице. Структура с высоким статусом PR-службы.
Генеральный директор |
| ||
Первый заместитель генерального директора |
| ||
Департамент ПР | Департамент маркетинга | Департамент внешних связей |
|
Структура с невысоким статусом PR-службы.
Генеральный директор |
| |||
Советник по PR | Заместитель | Заместитель | Заместитель |
|
Пресс-служба |
|
|
|
|
Структура PR-отдела.
Директор |
| |||
Секретарь-референт | Заместитель директор | Бухгалтер |
| |
Отдел работы со СМИ | Отдел проведения специальных акций | Аналитический отде | Производственно-технический отдел |
|
Функциональные обязанности PR-подразделений, связанных с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаковы, но существует определенный набор стандартных функций, присущих любому PR-отделу: 1. Определение общей PR-политики. PR-отдел разрабатывает и предлагает руководству ключевую концепцию политики корпорации в сфере связей с общественностью, высказывает свое мнение при выработке решений по общим вопросам, помогает корпорации находить и занимать определенную PR-позицию в той или иной ситуации. 2. Паблисити - приобретенная с помощью PR и рекламных усилий известность, общественная репутация, влияние для корпорации в целом и её продукции. PR-отдел разрабатывает и публикует в СМИ сведения о деятельности компании, отвечает на вопросы журналистов, готовит и размещает рекламу о корпорации и её подразделениях. А также с помощью статей, каналов новостей распространяет сведения о достоинствах новых товаров, планирует и проводит кампании по их продвижению на рынке. 3. Подготовка заявлений корпорации. При подготовке речей и заявлений директоров PR-специалисты активно участвуют в их разработке и оглашении политики компании. 4.Связи с государственными органами. PR-отдел поддерживает постоянные связи с государственными учреждениями местного и федерального уровня; готовит доклады о тенденциях государственной политики, которые могут оказать влияние на работу компании; участвует в разработке программ, направленных на продвижение точки зрения компании в органах власти.
5.Связи с клиентами. Эта сфера коммуникаций компании с акционерами и инвесторами призвана содействовать с помощью информации о компании и достигнутых ею финансовых успехах ее положительному восприятию инвесторами. PR-отдел принимает участие в подготовке годовых отчетов, планирует и проводит собрания акционеров компании.
6. Спонсорская деятельность корпорации. PR-сотрудники разрабатывают политику пожертвований, рассматривают обращения к компании за спонсорской поддержкой. Они руководят именным фондом компании, определяют претендентов на поощрения и награды за счет его средств.
7. Прием гостей. Сотрудники PR-отдела организовывают и проводят экскурсии по предприятиям компании, готовят торжественные мероприятия и праздники для персонала и гостей компании.В связи с тем, что любая коммуникация имеет двустороннюю направленность, то всю деятельность работников PR-отдела сводят к выполнению двух основных функций:
1. Функции сбора и анализа информации, то есть: - исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований и обработка любой другой «первичной» (полученной в ходе самостоятельно проведенных опросов, наблюдений, анкетирования и т.д.) и «вторичной» (собранной кем-то другим для аналогичных целей) информации;
- анализ юридических, экономических и других документов; - сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам; - контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями и т.д.;
- изучение конкретных целевых групп, составление «коллективного портрета» каждой аудитории;
- подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации;
2. Функции распространения информации, то есть: - подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов и т. д.) для прессы, органов управления, инвесторов, сотрудников, клиентов и прочее; -информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в СМИ, в почтовой корреспонденции и т. п.;
-совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и др.);
-информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений.
Пример организации работы PR-отдела, его численность, состав и обязанности сотрудников:
1. Административная группа (4 человека):
- Директор по связям с общественностью - общее руководство деятельностью отдела.
– Помощник начальника отдела – менеджер по развитию и кадрам, кадровое обеспечение.
– Менеджер по развитию – планирование PR-деятельности.
– Менеджер по внутреннему PR-обеспечению внутренних связей с общественностью в организации.
2. Исследовательско-аналитическая группа (3 человека): – Менеджер по развитию и аналитике – руководит исследованиями и анализом. – Специалист исследователь – проводитPR-исследования. – Специалист аналитик – проводитPR-анализ.3. Творческая группа (3 человека): – Менеджер по креативу – креативные предложения. – Райтер (текстрайтер) – придумывает и составляет тексты для продукции. – Бильдредактор – подбирает и привязывает к текстам иллюстративные материалы.4.Группа обеспечения и производства (3 человека): – Менеджер по координации. - Менеджер по обеспечению. – Менеджер по работе со СМИ – обеспечивает взаимодействие со СМИ.5. Группа специальных проектов и внутреннегоPR(8-10 человек): – Менеджер-консультант. – Менеджер специальных проектов – участвует в наиболее важных и сложных проектах (PR-акции). – Пресс-секретарь – обеспечивает участие в публичных мероприятиях, может совмещать должность спичрайтера. – Редактор внутреннего издания – обеспечивает выпуск внутреннего издания, может совмещать должность редактора корпоративного Интернет ресурса - Оператор ПК – техническое исполнение документов и материалов. – Фотограф-видеооператор – обеспечивает фото, -видеосъемку, спецмероприятия. – Курьер – доставка документов и материалов в организации и за ее пределы. – Веб-мастер – обеспечивает развитие Интернет порталов.
- 1. Pr: многообразие определений и понятий.
- 2. Основные этапы становления связей с общественностью как вида практической, образовательной и научной деятельности.
- 3. Функциональные задачи и основные принципы связей с общественностью.
- 4. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
- 5. Внутренняя и внешняя общественность в связях с общественностью.
- 9. Целевая аудитория, ключевая аудитория, конечный потребитель в связях с общественностью.
- 10. Соотношение понятий и видов деятельности: связи с общественностью и маркетинг, реклама, пропаганда, журналистика.
- 11. Паблисити. Сущность и особенности.
- 9. Процесс формирования имиджа. Основные направления деятельности pr-служб по созданию имиджа социальных субьектов.
- 10. Логическая аргументация в коммуникативном пространстве
- 11. Убеждение в работе pRспециалиста. Логические и риторические приемы аргументации.
- 12. Сми как инструмент деятельности по со.
- 14 Вопрос. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15 Вопрос. Виды рабочих информационных документов в со.
- 17 Вопрос. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 20 Вопрос. Коммуникационная среда организации, объекты организационной
- 21 Вопрос. Со как эффективная коммуникация.
- 23 Вопрос. Психологические основы процесса коммуникации.
- Вопрос 24. Психологические эффекты массовой коммуникации.
- 1. Нейтральная реакция –
- 2) Преднамеренные и непреднамеренные
- 3) Краткосрочные и долгосрочные
- 1) Эффект аудитории - влияние постороннего присутствия на поведение человека.
- 2)Эффект аккумуляции -
- 4) Эффект запоздалой реакции –
- В зависимости от состояния спроса на рынке
- [Править]в зависимости от охвата рынка
- 26 Вопрос. Экономика интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- 27 Вопрос. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28 Вопрос. Модульные технологии связей с общественностью.
- 13. Выбор каналов средств массовой информации. Мониторинг сми.
- 14. Законы композиции сми и приемы трансформации «события» в сми. Полемика в сми как тип ведения диалога с общественностью.
- 15. Виды рабочих информационных документов в связях с общественностью.
- 16. Пресс-конференция: планирование, организация, проведение.
- 17. Ньюз-релиз: сущность, функции, особенности.
- 18. Науки коммуникативного цикла их роль в осуществлении pr деятельности.
- 2) Race – глобальный подход к pr.
- 3) Вывод: pr таким образом является основной частью и координатором в системе коммуникаций.
- 19. Коммуникация и ее разновидности. Сущность основных теорий коммуникации.
- 20. Коммуникационная среда организации. Объекты организационной среды.
- 22. Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций.
- 27. Этические стандарты имк. Концепция социально-этичного маркетинга и пути ее реализации в pr-деятельности.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 28. Модульные технологии в интегрированных маркетинговых коммуникациях.
- 29. Принципы сегментирования в интегрированных маркетинговых коммуникациях. Формирование целевого рынка.
- 30. Связи с общественностью как функция менеджмента.
- 7. Функция процесса деятельности
- 31. Коммуникация в ситуации кризиса. Принципы связи с общественностью в кризисных ситуациях (crisis management).
- 32. Конфликтные ситуации в организации. Основные направления деятельности по их прогнозированию и предотвращению.
- 33. Стратегия и тактика переговорного процесса. Этапы переговорного процесса.
- 1. Стадия подготовки переговоров:
- 34. Протокольно-деловой этикет. Нормы делового общения и стиль переговорного процесса.
- 35. Управленческая компетентность и критерии оценки профессиональных качеств специалиста по связям с общественностью
- 36. Управление лидерством: спичрайтинг и имиджмейкинг
- 37. Pr-консалтинг как специфическая профессиональная деятельность
- 38. Основные направления работы pr-консультанта с инвесторами и финансовыми структурами
- 39. Pr-консалтинг в системе государственного и муниципального управления
- 40. Pr-консалтинг в политической сфере.
- 41. Pr-менеджмент и pr-консалтинг в социально-культурной сфере.
- 42. Основные направления pr-деятельности по формированию корпоративной культуры. Hr-коммуникации сущность и структура.
- Структура элементов корпоративной культуры
- 5) Вымышленные, виртуальные герои.
- 10) Слоган.
- 11) Фирменный стиль.
- 43. Pr-кампания: стратегия и тактика. Технологические этапы pr-кампании.
- 44. Показатели эффективности pr-кампании
- 45. Медиапланирование pr-кампании
- 46. Особенности организации и форматы специальных событий (special events)
- 52. Основные этапы циклического процесса со
- 53. Формирование имиджа. Основные направления pr-деятельности по созданию имиджа социальных субъектов.
- 54. Основные организационные структуры, осуществляющие деятельность по со.
- 55. Pr-агентство: структура и особенности работы. Крупнейшие мировые и российские pr-агентства.
- 56. Принципы организации и специфика работы pr-отдела на предприятии.
- 57. Цели, задачи, функции и основные сферы деятельности пресс-центра в коммерческих структурах.
- 53. Принципы, формы и методы pr-деятельности в работе с постоянными клиентами и партнерами.
- 59. Компьютерные технологии и интернет-ресурсы в связях с общественностью.
- 55. Исследования в деятельности по связям с общественностью.
- 62. Основные коммуникационные методы рекламы и связей с общественностью.