logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

42. Технологии и жанры публичного выступления.

Зависимости от содержания, назначения, формы или способа произнесения, а также обстоятельств публичное выступление делится на такие жанры, как доклад, речь, беседа, лекция, репортаж.

Доклад деловая содержит изложение определенных вопросов с выводами и предложениями. Информация, содержащаяся в докладе, рассчитана на подготовленную аудиторию, готовую к восприятию, обсуждения и решения проблем. Максимальный результат будет достигнут, если участники собрания будут заблаговременно ознацомлени с текстомдоповиди. Тогда можно ожидать активного обсуждения, аргументированной критики, сущностной дополнений и плодотворно выраженного решения.

Доклад отчетная содержит объективно освещены факты и реалии за определенный период жизни и деятельности руководителя, депутата, организации или ее подразделения и т.д. В процессе подготовки к отчетного доклада докладчик должен четко сформулировать цель, характер и задачи, к каждому положения подобрать аргументированные факты, выверенные цифры, убедительные примеры, меткие и уместные цитаты. Стоит также заключить общий план и все положения и части связать в одну стройную систему викеладу.

После обсуждения, дополнений и корректив доклад одобряют собранием и принимают окончательное решение, как программу будущих действий на последующий период.

Речь – это устное выступление с целью освещения определенной информации и влияния на разум, чувства и волу слушателей, логической стройностью текста, эмоциональной насыщенностью и волевыми импульсами говорящего.

Древнеримская ораторская схема: что, зачем, каким образом-может и сейчас быть определяющей для оратора. Следовательно, учитывая вид речи, оратор должен изменять и характер выступления, и средства, которыми будет оперировать во время ее произнесения.

С речью выступают на митингах, массовых собраниях в честь определенного события, юбилея и т.п.

Митинговая речь обычно произносится на злободневную тему и касается общественно значимой проблнмы, которая волнует общественность. Этот короткий, эмоциональное выступление рассчитан на непосредственное восприятие слушателей. Задача оператора-выявить новые, нестандартные аспекты темы, побудив присутствующих по-новому воспринять уже известные факты и реалии.

Успешность митинговой речи зависит от индивидуального стиля оратора, его умение уместно використовувативесь арсенал вербальных и невербальных средств общения и мастерства импровизировать в зависимости от реакции аудитории. Палка, призывная, актуальная, мастерски сделанный митинговая речь, как показывает история-действенный фактор влияния на сознание слкхачив.

Агитационной речи присущи практически все составляющие речи митинговой. Торкаючисьактуальных общественно-политических проблем, активно воздействуя на сознание, выступающий побуждает слушателя к определенной деятельности, к неотложной необходимости занять определенную гражданскую позицию, изменить взгляды или сформировать новые. В агитационной речи, как правило, разъясняют или зьясовуютьпевни вопрос, пропагандируют определенные мысли, убеждения, идеи, теории и т.п., активно агитируя за их реализацию или воплощение в жизнь.

Деловая речь характеризуется лаконизмом, критичностью, направления, полемичность и аргументированностью изложенных в ней фактов. В отличие от митинговой и агитационной деловая речь ориентирована на логически выраженное, а не эмоционально взволнованное восприятие слушателя. Чаще это выступление не имеет самостоятельного значения, он понятен и воспринимается лишь в контексте проблемы, обсуждается на конкретном собрании.

Юбилейная речь Посвящается определенной дате, связанной с чествованием скреиои человека, группы лиц, торжествам в честь событий из жизни и деятельности организации, учреждения, учреждения и т.д. Если это итог деятельности – к юбилейной речи можно включать в хронологическом порядке важнейшие этапы деятельности и достижения юбиляра, пожелания дальнейшего плодотворного развитию и благополучия.

Уместна пафосность не должна переходить в заштампованные, скучную однообразие. Подходящими в юбилейной речи будут экспромты и импровизации, тактичные шутки и остроумное акцентирования внимания слушателей на своеобразных чертах юбиляра, воспоминания об интересных и малоизвестных фактах из его жизни и деятельности. Форма и содержание юбилейной речи, несмотря непринужденность и остроумие ее изложения, наводнением морально и этически взвешенные оратором, чтобы не обидеть ни юбиляра, ни его близких, ни слушателей.

Лекция является одной из форм пропаганды, передачи, разъяснения чисто научных, научно-учебных, научно-популярных и др. знаний путем устного изложения учебного материала, научной темы, имеющей систематический характер.

Учебно-программные лекции составляют систематическое изложение определенной научной дисциплины. Обязательной составной частью этих лекций пройти осмотр и комментарий научной литературы, акцентирование внимания на еще не решенных вопросах и проблемах.

Установочный-вступительная лекция имеет целью ввести слушателя в круг вопросов определенной дисциплины, познакомиться с ее предметом, заинтересовать слушателей дальнейшим изучением предлагаемого материала.

Обзорные лекции, как правило, читают после изучения всего курса. Их целью систематизировать знания слушателей с определенного предмета, натолкнуть на дальнейшее самостоятельную проработку какой-то проблемы, активизировать мысль.

Лекции из специального курса обычно предназначены определенной в узкой области науки, исследования. Они дают широкие возможности ввести слушателей в науку, пробудить их мнение. Такие лекции значительно легче построить как проблемные по сравнению с учебно-программными.

Эта форма публичного выступления требует большей официальности и академичности изложения. Как правило, лекция имеет традиционно четкую структуру – вступление, основная часть, выводы.

Введение – своеобразный запев, зачин к теме избранной лекции, ее актуальности во времени, месте и аудитории проведения, должен быть лаконичным, в определенной степени интригубчим. Сплотив и заинтересовав слушателей, лектору следует приложить усилия, чтобы удержать их внимание.

В основной части должно бумы изложено, последовательно и логично раскрыто стержневое вопрос лекции по выразительности всех причинно-следственных связей каждой смыслово-самостоятельной части.

Выводы должны логически вытекать из всего содержания лекции: обобщать основное и занимать около 5% времени и объема всего выступления. Уместно в заключении и итоговый и установочный элемент относительно выполнение определенных действий.

Лектор должен быть готов к вопросам слушателей по теме выступления. Ответе должны быть корректными, взвешенными и лаконичными.

Выступление, как правило, не готовится заранее, а является спонтанной рнакциею на только что услышанное от оратора, докладчика. В лаконичном выступлению оратор может нарушить одно-два вопроса, дать на них конкретный ответ, не отходя от тематики повестки дня.

Выступление на собрании, совещании, семинаре предусматривает:

– Изложение сути определенному вопросу;

– Акцентирование на основном;

– Выражение своего отношения и оценки;

– Подчеркивание значимости, важности и актуальности (или наоборот);

– Подкрепление своих доводов примерами (ссылками на источники).

Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиума, но и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятной и легла в основу их собственных размышлений и выводов.

Требования к первому лицу компании по навыкам публичного выступления

Ведущий блок требований.

1. Навыки и жесты, демонстрирующие контроль над ситуацией и доминирующее положение. Отказ от жестов защиты и отказ от неосознанного выставления барьеров между собой и аудиторией. Демонстрация открытости и силы.

2. Присоединение «властных» жестов к собственным естественным жестам.

3. Управление телом и голосом во время публичных выступлений: естественный контроль положения рук и ног, головы, интонации.

Вторичный блок требований.

1. Шаблоны и фразы, применимые в сложной ситуации. Набор речевых приемов, позволяющих контролировать дискуссию.

2. Работа с манипуляциями: распознавание и «отыгрывание».

3. Репетиция ответов на сложные вопросы. Моделирование сложных ситуаций, создание заготовок.

Общий блок требований.

1. Понимание специфики публичного выступления перед журналистами. Умение строить «крылатые» фразы, тиражируемые в СМИ.

2. Общее представление о собственном образе и впечатлении, которое необходимо произвести. Выбор выгодной роли и подчеркивание ярких признаков этой роли.

3. Умение строить публичное выступление на основе устной коммуникации ( отказ от чтения с листа).

4. Управление стрессом при выступлении перед СМИ – контроль физического и эмоционального состояния.

5. Создание собственной модели выступления, - комфортной и успешной. (Существует немало жанров выступления. Доклад – наиболее проигрышная модель. Необходимо подобрать модель для данного спикера на пресс-конференции, например – заявление, обращение, воззвание и др.)