logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

102. Спичрайтер – специалист по вербальной коммуникации

Представители этой PR-профессии участвуют в создании текстов выступлений руководителей. Статус спичрайтеров возрастает в кризисные периоды, когда подготовленные ими тексты воплощаются в дела. Несмотря на то, что речь произносит один человек – лидер – её текст готовится группой специалистов. Даже вариант выступления «без бумажки» заранее отрабатывается помощниками руководителя. Многие политики применяли такой прием составления выступлений, как использование лексики и фрагментов из писем, поступающих руководителю страны от граждан. Это позволяет обращаться к аудитории в наиболее доверительной форме. Этапы работы: постановка руководителем общей задачи и формулирование ключевых элементов содержания выступления, наполнение текста идеями и заготовками, которые могут быть приняты или отвергнуты руководителем (лидером). Существенным моментом создания речи является проверка реакции аудитории на подготовленный текст. В этих целях используются специальные методики, позволяющие каждому слушателю по 100-балльной шкале оценить различные места выступления. В итоге формируется достаточно сильный окончательный вариант. Для написания хорошей речи дают следующие рекомендации: начните работу с расспросов самого докладчика; узнайте о месте произнесения речи, составе аудитории; сфокусируйте внимание на отдельной теме; получите одобрение темы и общего плана перед тем, как начать писать речь; пишите для человеческого голоса; думайте о том, как порадовать аудиторию, а не выступающего; держите в голове любую критическую полемику вокруг личности выступающего; помните о важности повторений; послушайте чтение речи; подумайте о том, как распространить речь, чтобы с ней познакомилось как можно большее число людей. Во время интервью с выступающим следует как можно подробнее записывать его слова, чтобы как можно более точно зафиксировать свойственные ему обороты речи. Одновременно следует сформулировать ответы на такие вопросы: какова его личная манера говорения? ритмика? особенности выбора слов? Решая вопрос об аудитории, следует установить: в чем суть данного события, кто придет, будет ли это разношерстная или однородная публика, возраст слушателей, их интересы, образование, отношение к оратору. Выбирая тему, следует выяснить, что именно волнует выступающего, определить время выступления. Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касается и окончания речи, следует заранее предупредить о нем слушателей. Речь обязательно должна носить личностный характер, только тогда она останется в памяти.