logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

12. Объекты авторских и смежных прав при осуществлении деятельности по связям с общественностью.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

литературные произведения

программы для ЭВМ и базы данных

произведения сценарного искусства

хореографические произведения и пантомимы

музыкальные произведения с текстом и без текста

фильмы и другие аудиовизуальные произведения

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения

другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

Правовые основы PR-деятельности

В современном обществе любая деятельность подлежит определенному регулированию, то есть введению в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм. Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью на общество происходит, прежде всего, с помощью информации, транслируемой через СМИ. Нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права - информационной. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.

В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс правового регулирования PR-деятельности включаются отраслевые законодательные акты, причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.). Для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень важно законодательство о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГК РФ). Для политического PR - выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними. Для банковской деятельности - соответственно о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах, о ЦБ РФ и т.п. В-третьих, в процесс правового регулирования PR необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Важную роль для PR-деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах.