logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

113. Характеристика основных жанров pr. Жесткое и мягкое информирование в менеджменте новостей

Жанровое разнообразие текста обеспечивает различные способы подачи информации в определенных условиях и дает различную глубину разработки новостного повода. Именно жанр предусматривает и объем текста, и принципы отбора языкового материала, и стилистическое оформление самого текста. Жанр PR-текста есть особого рода форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических признаков. Жанр для PR-текста может быть предписанным (например, для основного сообщения о новостном событии используется, конечно, пресс-релиз) или свободно избираться пишущим (например, сопровождающая пресс-релиз информация может подаваться в виде бэкграундера, факт-листа или листа вопросов-ответов). В PR-текстах используются жанры журналистики: информационные (см.вопрос 78), аналитические (см. вопрос 31), реже художественно-публицистические (очерк, фельетон и т.д.). Для PR-текстов существует расширенная классификация жанров. Под оперативно-новостными жанрами понимается группа жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности информацию (пресс-релиз, приглашение). Для оперативно-новостных жанров свойственны такие характеристики, как лаконизм, краткость, емкость информации. Исследовательско-новостные жанры PR-текста — это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. (бэкграундер, лист вопросов-ответов). Образно-новостные жанры сосредоточены на новостном событии, однако информация об этом событии излагается от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и/или распространяемые от его лица. (письмо, поздравление). Фактологические жанры — это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию жизни базисного субъекта PR. (факт-лист, биография) Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, а целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события или персоны. Исследовательскими мы признаем жанры, предполагающие наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю. Чтобы определить тип новости — жесткая или мягкая, а значит ее структуру и стилистические особенности, необходимо, прежде всего, определить характер информации. Типологическое отличие вызвано характером информации — официальной (в основе жесткой новости) и неофициальной (мягкая новость).

Жесткая новость Мягкая новость

Характер информации Оперативная, актуальная, социально значимая Информации лишь приписывается значение актуальности, оперативности, социальной значимости

Структура текста Модель перевернутой пирамиды Приемы драматизации текстовой структуры (измененная композиция, отсутствие завязки или развязки), интригующий заголовок и т.д.

Стилистические особенности Главную нагрузку берут на себя атрибуции (ссылки, количественные данные, цитаты и имена собственные) Особая роль принадлежит словам с предметной семантикой, создающим наглядный образ сообщаемого, также используются слова с эмоционально-оценочным значением

Цель новости Информировать Развлекать