logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

28. Стили руководителя, стили руководства. Взаимодействие pr-специалиста с руководителем.

Например, Мак-Грегор разработал две модели руководителей — X и Y. В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает:

•люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;

•работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;

•люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

Руководитель, соответствующий модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:

•людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;

•большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;

•многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;

•способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;

•поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.

Выделяют следующие типы руководителей:

•Дистантный руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения.

•Контактный руководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты.

•Целеполагающий руководитель предпочитает постановку целей деятельности.

•Проблемно-ориентированный руководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении.

•Делегирующий руководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.

Стиль руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:

•самостоятельно принимает и объявляет решение;

•предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;

•предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;

•определяет условия и поручает принять решение персоналу;

•делегирует решение проблемы персоналу.

Наиболее общая характеристика предусматривает разделение на авторитарный и демократический стили руководства. Авторитарный стиль руководства используется в следующих ситуациях:

•сотрудник не любит работать;

•он избегает работы;

•его следует принуждать, контролировать, направлять;

•сотрудник предпочитает, чтобы им руководили;

•он избегает ответственности;

•сотруднику необходима безопасность.

При авторитарном стиле руководства менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясь на теорию «Х» МакГрегора.

Демократический стиль приемлем в ситуации, если:

•работа считается естественной обязанностью;

•сотрудник способен к самоуправлению;

•стремится к ответственности;

•наделен чувством рационализма;

•проявляет стремление к труду.

В данной ситуации менеджер полностью доверяет подчиненным, привлекает их к участию в работе по определению целей организации и контролю за их достижением.

Более детальная классификация стилей управления, основывающаяся на учете интересов производства и персонала, предусматривает выделение пяти видов руководства:

1.авторитарного (интересы производства ставятся выше интересов персонала);

2.демократического (идеального);

3.компромиссного;

4.либерального (минимальный учет интересов производства);

5.дезорганизации (фактического устранения от руководства).