logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

22. Сми новейшего времени (90-е годы 20 века).

Коренные изменения в системе отечественных средств массовой ин¬формации после дезинтеграции СССР, образования на его территории су¬веренных независимых государств и в связи с устранением диктата КПСС в деятельности СМИ. Печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства, издательское дело суверенной России.

Закон "О средствах массовой информации", структурные и идеологи¬ческие его проявления в деятельности СМИ.

Правительственные органы печати "Российская газета" (ежедневное издание Верховного Совета РСФСР), "Россия" (еженедельник Президиума Верховного Совета РСФСР), "Российские вести" (еженедельная газета пра¬вительства Российской Федерации).

Оппозиционные газеты "Правда", "Советская Россия", "Правда России (газета Коммунистической партии Российской Федерации). Первые при¬ближающиеся по мировым стандартам к качественным изданиям газеты: "Известия", "Аргументы и факты", "Коммерсант — Дейли" и др.

Деловая пресса Российской Федерации: массовые газеты "Экономичес¬кая жизнь", "Деловой мир" (Москва), "Российская экономическая газета" (Петербург), массовые специальные издания "Медицина для вас", "Рынок", специализированные "Финансовая газета", "Биржевые ведомости" (Моск¬ва), "Петербургский финансовый вестник", рекламно-справочные издания "Рекламный вестник".

Журнальная периодика. Общественно-политические издания: "Между¬народная жизнь", "Полис" ("Политические исследования"), "Диалог", "Сво¬бодная мысль" (бывший "Коммунист"), "Пульс" (бывшая "Комсомольская жизнь"). Издания, прежде альтернативные коммунистической прессе, — "Посев", новые журналы: "Актуальная политика". Издания научно-образо¬вательные ("Вокруг света", "Знание — сила"), эстетические ("Музыкальная жизнь"), для деятелей культуры ("Декоративное искусство", "Кино"), эро-тические ("Андрей", "Про любовь и не только"). Журналы частных учреди¬телей ("Сам", "Творчество").

Женская периодика: "Крестьянка", "Работница", "Сударушка" — прило¬жение к "Вечерней Москве", газеты "Москвичка", "Наталья" (Петербург). Детские издания: "Юношеская газета", "Глагол", "Детская деловая газета". Религиозная печать: общецерковная газета "Московский церковный вест¬ник". "Журнал московской патриархии".

Издание в России журналов "Посев" (журнал общественно-политичес¬кой мысли, Франкфурт-на-Майне, с 1945 г.), "Грани" (журнал литературы, искусства, науки и общественно-политический, Мюнхен, с 1949 г.), "Конти¬нент" (литературный, общественно-политический и религиозный журнал, Берлин, Мюнхен, с 1974 г.).

Система телевидения и радиовещания. Передачи Главного центра ра¬диовещания и телевидения (ГЦРТ) из Останкино: первый канал — программа "Останкино", второй канал — Всероссийская государственная телеради¬овещательная компания "Россия", третий канал — "Московская програм¬ма", четвертый канал — "Канал независимого телевидения — НТВ", пятый канал — "Санкт-Петербург", шестой канал — "ТВ-6. Москва".

Первая негосударственная структура па центральном телевидении "Телеканал 2x2" (август 1990 г.). Информационно-тематическое вещание: "Ито¬ги", "Воскресенье", "Подробности", "Новости плюс",

Региональные (республиканские и основные) телеорганизации. Госу¬дарственное и негосударственное ("независимое") радиовещание, Государ¬ственное радиовещание "Останкино", "Радио I" (общественно-политичес¬кие передачи), "Молодежная волна" ("Юность"), "Маяк", "Орфей" (музы¬кальные и литературные передачи). Негосударственное радиовещание: "Эхо Москвы", "Европа", "Надежда" и многие другие. Радиовещание на зару¬бежные страны (радиостанция "Голос России").

Наиболее крупные информационные агентства: ИТАР-ТАСС, РИА, "Ин¬терфакс", "Постфактум". Специальные агенства для сбора экономической информации АЭН (Агентство экономических новостей), ПАЛ-Информ, агентство Коминфо (для предпринимателей).

Тенденции развития региональной прессы. Межрегиональные газеты "Центральная Россия", "Приазовский край" и другие, их роль в укреплении связей между регионами, в развитии их экономических отношений.

Основная проблематика, формы и методы массовой работы российс¬ких СМИ. Публицистика И. Васильева, А. Зиновьева, В. Максимова, А. Солженицына и других.