logo
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

72. Социодемографические и социологические методы исследования общественности

Социологические исследования широко применяются в сфере паблик рилейшнз. С его помощью можно изучать широкий круг социальных проблем, начиная с исследования ценностных ориентации населения, истолкования мнения общественности о кандидате на выборную политическую должность и заканчивая опросами работников организации о каком-либо организационном мероприятии ее руководства. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные (дескриптивные) исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Такие исследования напоминают рейтинговые, фиксирующие реальность в конкретный момент. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки. Проблемные или аналитические исследования нередко рассчитаны на получение ответа на вопрос "почему?": Почему работники организации не доверяют обращениям руководства? Почему избиратели не оценили платформу кандидата на выборах? Почему авторитет того или иного государственного органа так низок? и пр.

Социологические исследования, в том числе и опросы общественного мнения, как правило, состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.

Социодемографические признаки часто применяются в выделении сегментов рынка, целевой аудитории. Социодемографические исследования позволяют получить объективную информацию, характеризующую структуру общества. Каково будет количество населения? Каково будет возрастное распределение? Где люди будут жить? Эти вопросы являются предметом демографических исследований, которые определяют размер, структуру и распределение населения. Тенденции народонаселения надежно предсказуемы, по сравнению с другими переменными в исследованиях общественности.. В большинстве PR-исследований используют следующие основных социально-демографические характеристики: возраст, образование, количество человек в семье, социальный статус, финансовый статус, доход.