87. Роль специалиста по со в формировании корпоративной культуры.
121.корпоративная культура как инструмент деятельности со.
1.2 Основные принципы взаимодействия PR – специалистов с персоналом в процессе формирования корпоративной культуры
Наряду с такими популярными направлениями, как продвижение товаров и брендов, в последнее время все большее значение приобретают РR-проекты, связанные с созданием и управлением репутацией, формированием корпоративной культуры, философии и миссии компании. Направления деятельности внутреннего PR сегодня заметно актуализировались. Однако, на сегодняшний день отслеживается следующая статистика: «не более 15% российских компаний последовательно и успешно занимаются внутренним PR - выстраиванием коммуникаций между сотрудниками, пропагандой ценностей компании, убежден менеджер PR-агентства «Обратная связь» Сергей Гуров. По его словам, в большинстве средних и крупных компаний внутренний PR сводится к проведению праздничных вечеринок. С ним согласна Сьюзен Уокер, возглавляющая отдел исследований в области коммуникаций британской маркетинговой компании MORI.
Ошибки, связанные с внутренним PR, совершают и такие корпорации, как Honda, Boots Group, Cable & Wireless. «Главный просчет топ-менеджеров - нежелание поддерживать обратную связь с сотрудниками, неумение использовать выгоды налаженного контакта с ними», - сказала Сьюзен Уокер «Ведомостям».[48] При этом, считает директор «Capital PR Agency» Виктория Чупровская: «руководители фирм неохотно обращаются к внешнему РR-агентству с предложением разработки РR-стратегии внутренних коммуникаций. Это происходит лишь в случае возникновения серьезных проблем (отсутствие мотивации персонала, чувства команды и, как следствие, - снижение эффективности работы компании). Не желая «выносить сор из избы», топ- менеджмент компании, как правило, пытается решить проблему самостоятельно или поручает решение проблемы РR-менеджеру (работнику компании)»[49].
Управление связями с общественностью на предприятии или в организации всегда должно быть нацелено на конкретные категории общественности, поведение которых имеет важное значение для успешной работы фирмы.
Всю общественность в тои или иной компании можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю. К внутренней общественности относятся[50], прежде всего:
персонал компании (основные и вспомогательные рабочие, специалисты, обслуживающий персонал и т. д.);
руководители структурных подразделений компании (управлений, отделов, служб, лабораторий, бюро и т. п.);
акционеры непосредственно и постоянно участвующие в управлении компанией и решении наиболее важных вопросов ее функционирования.
Внешняя общественность фирмы может быть, в свою очередь, условно разделена на близкую и отдаленную. Основные группы близкой внешней общественности, оказывающие существенное и постоянное влияние на работу фирмы:
поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, деталей, запчастей и других исходных компонентов выпускаемой продукции (работ, услуг);
предприятия и организации инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование фирмы (энергетические, транспортные, снабженческие, торговые, посреднические, консалтинговые, юридические, финансово-кредитные, страховые, коммунальные и т. п.);
акционеры, не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но обладающие значительным количеством акций;
потребители продукции (работ, услуг), выпускаемой фирмой;
органы государственного контроля и регулирования, полномочные осуществлять различные проверки, выдавать предписания, налагать штрафы.
Итак, внутри фирмы PR выполняет целый ряд жизненно важных для современного бизнеса функций:
помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы;
разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом;
удовлетворение потребности персонала в информации о событиях в фирме и вокруг ее;
обеспечение и стимулирование двусторонней коммуникации между руководством фирмы и ее работниками;
способствование развитию положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и к высокому качеству работы;
формирование организационной культуры и фирменного стиля;
воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры.[52]
Главнейшей задачей внутрифирменной PR-работы является обеспечение двух потоков информации: «сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от первых лиц компании, которая должна систематически доводиться до персонала. У каждого сотрудника есть потребность в «чувстве руководителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянии дел, обоснованности слухов. Не менее важен и встречный поток – от персонала к руководителю. Настроения, мнения, решения, оценки, отношения, возможные предложения к улучшению дел - обо всем этом руководитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного».
Если первые лица фирмы не выстраивают этот поток информации, он начинает складываться стихийно и также отнюдь не в пользу делу. Оба этих потока информации, как создающий «чувство руководителя» у подчиненных, так и создающий «чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете, направлены на достижение единой цели – формировании «чувства Мы», сопричастности к общему делу. И здесь важную роль в формировании позитивной мотивации играет правильно выстроенные подбор и расстановка кадров, тщательно отлаженной технологии с ориентацией на информацию.
Следует также помнить, что к внутреннему PR имеет косвенное отношение буквально все в компании - и то, как сотрудники здороваются друг с другом, и то, как оформлены их рабочие места, и даже то, в какой цвет покрашены стены офиса.
На практике существует целый ряд методов для работы с внутренней общественностью – таких как коллегиальные встречи между сотрудниками фирмы, (желательно) с участием руководства компании, собрания, совещания, семинары, конференции, сбор и анализ предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформления стендов, стенгазет, досок объявлений, постоянных и временных выставок, статьи и письма в СМИ, использование фото-, кино - и видеоматериалов, печатных материалов (справочников, памяток для новичков и начинающих), проведение совместных уик-эндов, празднование профессиональных, национальных праздников, а также «святое» – дня рождения фирмы.
К основным принципам управления связями с общественностью в организации относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.[54]
Этапы внутреннего PR.
Постановка задач корпоративного мифа. Например, лояльность сотрудников, повышение мотивации, улучшение отношений, популяризация руководства и т.д.
Изучение текущей внутренней мифологии компании.
Выбор носителей корпоративного мифа: идея, этика, харизматичный лидер, общее благое дело, образ жизни, борьба с общим злом, великие перспективы и т.д.
Определение содержания корпоративного мифа.
Разработка системной концепции корпоративного мифа (культуры).
Установление основных и поддерживающих подсистем корпоративного мифа.
Выделение главных (необходимых) и дополнительных (желательных) элементов.
Определение того, как явные и неявные выгоды сотрудников организации будут увязаны со следованием Корпоративному Мифу.
Разработка стандартов, ритуалов и внутриорганизационных PR- мероприятий.
На основе системных взаимосвязей определение последовательности внедрения.
Этапы Внутреннего PR: мероприятия
Выстраивание организационной подсистемы внутреннего PR на основе кадрового и маркетингового подразделений при непосредственном участии высшего руководства.
Систематическое выполнение шагов по внедрению из пункта девять.
Внутренние пресс-релизы, написание книги-обращения руководителя, общие праздники, оперативные награды «нашим людям» и прочие поощрения, громогласное сдерживание обещаний и т.д.
Запуск формализованных курсов по привитию корпоративной мифологии вновь прибывшим сотрудникам и регулярные PR-акции для сотрудников существующих, тренинги по внедрению и поддержанию корпоративного стандарта.
Разработка долгосрочных мероприятий.
Мониторинг текущего состояния мифа компании, ведение досье сотрудников, оперативное реагирование, предложение дополнительных действий, подготовка текстов, сценариев, документов и использование обстоятельств.
В зависимости от размеров организации, работа над проектом может занять от нескольких месяцев до одного-двух лет.
Обучение сотрудников внутреннего PR-подразделения
Создание и внедрение Корпоративного мифа может быть осуществлено привлеченными специалистами. Поддержание же эффективного и сильного мифа компании лучше (и дешевле) поручить специально обученным собственным сотрудникам компании.
Обучение таких сотрудников может происходить как на специальных семинарах, так и в процессе непосредственной работы над разработкой корпоративной культуры вместе с командой профессиональных оргтехнологов.
1.3 Формирование внутреннего имиджа как одна из задач внутреннего PR
Стремясь к успеху организации на внешнем рынке, руководство компании заботится о формировании внешнего имиджа в глазах клиентов и партнеров, который создается эффективной рекламой компании, современным дизайном помещений, качеством товаров и услуг, уровнем обслуживания и пр.
При этом очень часто забывается то, что сами руководители и сотрудники, общаясь между собой, задают определенные нормы отношения к работе, к коллегам, к процессу обслуживания клиентов. Таким образом, формируется внутренний имидж компании, то есть то, как видят ее сотрудники.
Обычно внешний и внутренний имидж компании резко отличаются между собой. Вот как сотрудники могут описывать наиболее типичные организационные проблемы:
Наша главная проблема, что руководство не видит в сотруднике человека, личность. Они смотрят на нас, как на роботов, которые должны выполнять только узкие задачи…
Мы понятия не имеем, что ждет от нас высшее руководство и непосредственные руководители…
Никто не знает, что мы должны делать и как отдельные сотрудники, и как компания в целом. Мы никогда не принимали участие в постановке целей, не знаем, куда идет наша компания…
В такой ситуации трудно ожидать от сотрудников работы с полной отдачей. Обычно это процессе неосознаваемый и спонтанный. Жесткий стиль управления, грубость, отсутствие уважения к подчиненным, проявляемые руководством, влияют на мотивацию подчиненных, точнее ее отсутствие. В свою очередь, рядовые сотрудники проявляют те же качества при работе с коллегами и клиентами, как самыми безопасными объектами, на которых можно выместить свою агрессию на руководителя.
Так отсутствие ценности диалога, довольно часто транслируемое руководителями в нашей культуре, приводит к тому, что усилия, потраченные на привлечение клиентов, сводятся на нет нелояльным и немотивированным персоналом.
Задача менеджера по персоналу - выявить и донести до руководителя, какое неформальное отношение к организации сложилось в коллективе. Как это можно сделать:
- провести анонимный опрос сотрудников (собрать их отзывы о кадровой политике компании);
- провести интервью с увольняемыми сотрудниками;
- проверить, как сотрудники компании встречать новых незнакомых им партнеров, клиентов;
- понаблюдать за тем, как сотрудники проводят временно свободное о
работы время (играть в компьютерные игры, переводят английский или что-то еще);
- послушать, какие истории и шутки рассказывают сотрудники;
- как они приветствуют новичков, какую информацию о компании им сообщают.
Если руководство компании стремится к созданию организации, ориентированной на клиента, то первое, с чего необходимо начать, это формирование лояльности персонала к организации (внутреннего PR). Для того чтобы обслуживающий персонал искал смысл и причину своей работы в клиенте, он должен уметь входить в роль другого человека, понимать его позиции,видеть ситуацию его глазами.
Такая ценность в работе сотрудников появиться тогда, когда высшее руководство и непосредственные руководители будут к ним относиться, как личностям, понимать и уважать их потребности в информации о том, что происходит в организации, положительной обратной связи (поддержке), оптимальном рабочем напряжении, безопасности и т.д.
Таким образом, успешная разработка и внедрение внутреннего PR начинается с формирования позитивного имиджа руководителей и приводит к появлению чувства веры и гордости сотрудников в свою компанию.
Деятельность внутреннего PR направлена на организационную культуру компании. Вся работа по PR непосредственно связана с формированием этой культуры.
К основным принципам управления связями с общественностью на предприятии или в организации относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.
Для реализации задач внутреннего PR у специалистов по связям с общественностью имеется в распоряжении ряд инструментов. Эти инструменты можно условно подразделить на информационные, аналитические, коммуникационные, организационные и инструменты кризисного реагирования.
Корпоративный праздник относится к коммуникационным инструментам внутреннего PR и имеет большое значение для формирования организационной культуры.
- Фандрайзинг как технология работы специалиста по связям с общественностью.
- Основные направления деятельности отделов по связям с общественностью в органах государственной власти.
- Периодичность и способы повышения квалификации специалистов по связям с общественностью.
- 4. Особенности работы отделов по связям с общественностью в некоммерческих организациях.
- 5. Использование информационных технологий в деятельности отделов по связям с общественностью.
- 6. Планирование в деятельности отдела по связям с общественностью.
- 7. Классификация международных и российских консалтинговых агентств и основные направления их деятельности.
- 8. Основные тенденции развития российского рынка консалтинговых услуг в сфере связей с общественностью/
- 9. Взаимодействие отделов по связям с общественностью с консалтинговыми агентствами и методика их отбора.
- 12. Объекты авторских и смежных прав при осуществлении деятельности по связям с общественностью.
- 13. Объекты патентного права при осуществлении связей с общественностью.
- 14. Правовая охрана средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг при осуществлении связей с общественностью: право на фирменное наименование.
- 15. Правовая охрана средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг при осуществлении связей с общественностью: право на товарный знак и право на знак обслуживания.
- § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
- 2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак
- 6. Деятельность специалиста по связям с общественностью по управлению внутриорганизационными коммуникациями.
- 17. Использование маркетинговых и рекламных инструментов при разработке pr-проектов.
- 18. Социальная реклама: функции и современное состояние.
- 19. Ранние этапы развития прессы: русская журналистика 1600-1795 гг.
- 20. Журналистское просвещение читателя в 19 веке.
- 22. Сми новейшего времени (90-е годы 20 века).
- 23. Понятие pr-кампании. Определение ее типов и видов.
- 24. Соотношение понятий pr-кампания и pr-деятельность организации.
- 25. Виды психологических и социологических исследований пр-кампаниях.
- 26. Тактическое и стратегическое планирование пр-кампании.
- 28. Стили руководителя, стили руководства. Взаимодействие pr-специалиста с руководителем.
- 28. Стили руководителя, стили руководства. Взаимодействие pr-специалиста с руководителем.
- 29. Cущность командообразования.Функции лидера в организации.
- 30. Тенденции командного подхода в современном управлении.
- 31. Отличительные черты команды. Психологическая специфика коллектива.
- 32. Направления маркетинговых исследований в связях с общественностью.
- 33. Состояние рынка pr-услуг в России и за рубежом.
- 34. Ведущие российские и зарубежные pr-агентства.
- 36. Методы оценки эффективности pr-кампаний.
- 37. Технологии создания, типы и функции корпоративных сми в организации.
- 38. Деятельность pr-специалиста по созданию и поддержанию корпоративной культуры.
- 39. Разработка pr-специалистом философии, миссии, логотипа и слогана кампании.
- 40. Типы корпоративных мероприятий и технологии их организации.
- 41. Элементы процесса массовых коммуникаций и их особенности.
- 42. Технологии и жанры публичного выступления.
- 43. Применение невербальных средств коммуникации в сфере связей с общественностью.
- 44. Способы оказания влияния на личность в ситуации общения и их роль в работе pr-специалиста.
- 45. Барьеры коммуникации в связях с общественностью и способы их преодоления.
- Глава 2. Барьеры в деятельности специалиста по pr
- 47. Виды корпоративной документации в деятельности специалиста по связям с общественностью
- 48. Государственная информационная политика рф: структура, принципы и перспективы развития.
- 49. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации ( характеристика внутренних и внешних угроз).
- 50. Специальные мероприятия для прессы.
- 51. Фз «о рекламе» (общая характеристика).
- 52. Фз «Об освещении государственной информации в государственных сми» (общая характеристика)
- 53. Закон «Об участии в международном информационном обмене» (общая характеристика)
- 55. Институт лоббизма. Лоббизм как инструмент политического pr
- 56. Интервью как жанр журналистики и pr. Виды интервью
- 57. Информационное взаимодействие органов местного самоуправления с населением
- 58 Связи с общественностью в системе органов государственной власти рф
- 59. Информационное общество: современные теоретические концепции
- 60. Информационные государственные ресурсы рф
- 61. Информация и управление. Государственная информация и коммуникация в управленческой деятельности
- 62. Использование компьютерных технологий в работе pr-отдела
- 63. Использование ресурсов Интернет в работе pr-специалиста
- 64. . Квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью
- 65. Комментарий и статья как аналитические жанры журналистики
- 66. Коммуникативный процесс: структура и функции
- 67. Медиапланирование. Критерии отбора и оценка эффективности информационных каналов
- 68. Международные правовые документы о свободе информации
- 69. Методы формирования общественного мнения в системе pr
- 70. Связи и общественные отношения современного гражданского общества
- 71. Метод моделирования. Модели pr по д.Грюнигу
- 72. Социодемографические и социологические методы исследования общественности
- 73. Образовательные стандарты профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью
- 74. Общественное мнение: понятие, структура и функции
- 75. Организация и проведение избирательной кампании
- 76. Понятие и типология политической рекламы
- 77. Организация информационной деятельности органов государственной законодательной и исполнительной власти федерального значения
- 78. Организация отдела по связям с общественностью: задачи и направления профессиональной деятельности
- 80. Возникновение и развитие института pr в рф (теоретический и практический аспекты)
- 81. Переговоры как средство достижения общественного согласия
- 82. Политический имиджмейкинг
- 83. Понятие «общественность» и ее классификация
- 84. Понятие рекламы и ее виды
- 86. Консалтинг в со: виды услуг и формы взаимодействия с клиентами.
- 27. Участие pr-специалиста в подборе персонала.
- 87. Роль специалиста по со в формировании корпоративной культуры.
- 88. Правовые основы pr-деятельности
- 89. Предмет и функции со как научной дисциплины и практической области деятельности
- 90. Пресс-релиз как жанр pr. Композиция пресс-релиза
- 91. Разработка и продвижение бренда корпорации
- 92. Радиовещание как инструмент социальной коммуникации: функции и способы взаимодействия с аудиторией
- 93. Роль pr в разрешении внутриорганизационных конфликтов
- 94. Роль сми и служб со в управлении информационными потоками
- 95. Связи с общественностью в банковской сфере
- 96. Со в политике: цели и основные направления деятельности
- 97. Медиарилейшнз:основные направления деятельности
- 98. Содержание и специфика работы пресс-секретаря
- 99. Составление бюджета pr-кампании
- 100. Социальная ответственность бизнеса на российском рынке
- 101. Специфика работы пресс-службы политической партии
- 102. Спичрайтер – специалист по вербальной коммуникации
- 103. Виды, структура и функции pr-агентства (pr-службы)
- 104. Творчество как феномен. Креативные pr-технологии
- 105. Телевидение как инструмент воздействия на массовую аудиторию
- 106. Понятие и типология кризисов. Pr в кризисной ситуации
- 107. Пресс-службы и пресс-центры, их сравнительная характеристика
- 108. Формирование общественного мнения средствами pr
- 109. Функции сми как социального института и медиаполитической системы
- 110. Характеристика информационных жанров
- 111. Характеристика литературных стилей и профессиональный язык pr-специалиста
- 112. Характеристика массовых мероприятий pr (фестивали, экскурсии, юбилеи)
- 113. Характеристика основных жанров pr. Жесткое и мягкое информирование в менеджменте новостей
- 114. Этические нормы и кодексы в сфере деятельности со
- 115. Возникновение pr как социального института и его роль в развитии демократических основ общества
- 116. Pr и реклама в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций: сравнительный анализ
- 117. Pr и маркетинг: сравнительная характеристика информационной деятельности
- 35. Источники информации в сфере связей с общественностью (корпоративные сми, Интернет, конференции, выставки).
- 119. Основные мероприятия в связях с прессой (пресс-конференция, брифинг, презентация)
- 120. Внемедийные коммуникации: понятие и характеристика
- 21 Основные исторические документы о сми (18-20вв)
- 54. Закон «о сми»:права и обязанности журналиста