logo
логистика

67. Ассортимент товаров

Ассортимент товаров – это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, способу производства).

Номенклатура товаров – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателю конкретным продавцом.

Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Показатели ассортимента:

1) широта ассортимента – количество изделий того или иного вида;

2) глубина ассортимента – количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров;

3) полнота ассортимента – отношение фактического количества разновидностей товара к его количеству, предусмотренному соответствующей номенклатурой или спецификацией;

4) степень обновления ассортимента – удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу;

5) структура ассортимента – удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота. Если структура ассортимента не отражает потребительский спрос, образуются запасы неходовых, залежалых товаров, создается искусственный дефицит на другие требуемые потребителем товары.

Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск, приобретение нужного товара, а в конечном счете способствует удовлетворению спроса потенциальных потребителей.

Различают две разновидности ассортимента:

1) промышленный ассортимент – перечень товаров, выпускаемых производственным или сельскохозяйственным предприятием;

2) торговый ассортимент – перечень товаров, находящихся в сфере обращения, в частности, в оптовых и розничных предприятиях. Торговый ассортимент, как правило, шире промышленного, поскольку включает в себя товары различных отраслей, а также импортный. Торговый ассортимент зависит от типа предприятия (базы, магазина, склада), региона, демографической характеристики населения. Рациональному формированию ассортимента товаров способствует и ассортиментная политика субъектов рынка.

Ассортиментная политика в области товарного обеспечения рынка строится на основе долгосрочных программ развития ассортимента товаров, направленных на оптимизацию номенклатурной структуры товаров, с учетом:

1) спроса различных групп потребителей;

2) имеющихся материальных, финансовых ресурсов для производства разнообразных товаров, уровня и соотношения цен на них;

3) основных потребительских параметров изделий для различных групп потребителей.

Для выработки ассортиментной политики необходимо исследование так называемого жизненного цикла товаров, основанного на том, что товар на рынке последовательно проходит ряд этапов. В зависимости от особенностей каждого этапа жизненного цикла следует вести подбор товаров и планирование ассортимента, устанавливать уровень и соотношение цен, оценивать прибыль, использовать соответствующие формы и методы продаж.

Ассортиментная политика изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной торговли, изменения уровня жизни населения.