logo
логистика

38. Показатели поставок

Организация учета и контроля за поставками – важная часть логистической работы.

Цель учета и контроля поставок – осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками своих договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет ведется в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет иметь повседневных данных о поступлении товаров по развернутому ассортименту.

Поэтому актуальной задачей логистической деятельности является механизация и автоматизация учета поставок с помощью современной компьютерной техники. Успешному проведению закупочной работы способствует разработка логистическим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих суммы и ассортимент товаров, подлежащих закупке, сроки и периодичность поставки. По каждому поставщику рассматриваются фактические показатели поставок и рассчитывается отклонение от запланированных. Показатели поставок характеризуют объем, структуру и ритмичность (равномерность) поставок.

Время поставки – период времени между поступлением в логистическую систему заказа на поставку и получением потребителем заказанной продукции.

Интервал поставки – время между двумя следующими друг за другом поставками.

Частота поставок представляет собой число воз. можных поставок в течение определенного периода ^времени (например, число поставок в отчетном периоде). Через частоту поставок может быть выражен средний интервал поставки.

Безотказность поставок – доля заказов, выполненных с требуемыми временными показателями за определенный период времени, в общем объеме заказов на тот же период времени, определяется как в разрезе каждой номенклатуры продукции, так и в целом по предприятию.

Оптимальная партия поставки – объем партии поставки продукции, отгружаемой поставщиком по заказу потребителя. Оптимальная партия поставки обеспечивает для потребителя минимальное значение суммы двух составляющих: транспортных расходов и затрат на формирование, хранение и поддержание требуемого уровня запасов.

Ритмичность поставок – поставки в сроки, установленные договором поставок.

Равномерность поставок – поставки продукции равными партиями за равные отрезки времени.

Среднее время задержки поставок – показатель, характеризующий превышение времени поставок продукции (в днях) по сравнению с нормативным временем поставок.

Коэффициент связи «поставщик – потребитель» – величина, отражающая тесноту связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Рассчитывается как отношение количества продукции, поступившей за отчетный период от данного поставщика, к общему количеству продукции, поступившей к потребителю за тот же период времени.

Степень готовности к немедленной поставке характеризует долю общей потребности в продукции, удовлетворение которой за счет поставки может быть осуществлено немедленно.