3. Товар как объект логистической деятельности
Товары, как известно, обладают свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека. Полезность вещи определяется ее потребительной стоимостью. Каждый продукт труда обладает множеством свойств, однако его потребительную стоимость формируют лишь те из них, которые обусловливают полезность продукта труда.
Потребительная стоимость товара показывает, насколько он благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные нужды человека.
По своей природе потребительские свойства являются физическими, химическими, биологическими и т. п. Потребительские свойства товаров можно разделить на три класса:
1) свойства, удовлетворяющие материальные потребности;
2) свойства, удовлетворяющие нематериальные потребности;
3) свойства, обеспечивающие удовлетворение потребности во времени.
Потребительная стоимость товаров раскрывается в их потреблении. В условиях рыночных отношений предпосылкой для правильной оценки потребительной стоимости товара является знание его рынка. Потенциальная потребительная ценность товара реализуется в процессе удовлетворения физических, социальных потребностей, а также материальных и нематериальных потребностей. Товар в логистике может рассматриваться как конкретный продукт, расширенный и обобщенный. Конкретный продукт – это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели.
Расширенный продукт – не только образ, но и обслуживание (покупка автомобиля, например, увязывается с гарантийным обслуживанием, возможностью возврата и др.)
Обобщенный продукт – продукт, в котором потребительские свойства выражаются в полученном социально-экономическом эффекте. Товар должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает освоение проектного выпуска товаров, достижение их проектной себестоимости, завершение необходимых испытаний и получение соответствующих документов, создание станций гарантийного обслуживания. Товары делятся на потребительские и производственного назначения. Характер использования товаров каждой из этих групп различен, их покупка вызывается разнообразными потребностями и определяется разными мотивами.
Потребительские товары делятся на три группы:
1) изделия длительного пользования – холодильники, автомобили, мебель, одежда и др.;
2) изделия краткосрочного пользования – продукты питания, моющие средства, т. е. такие, которые используются либо сразу, либо ограниченное количество раз;
3) услуги – это действия, приносящие людям полезный результат. Услуги считаются объектом продаж, но их нельзя упаковывать, хранить, транспортировать.
Товары производственного назначения разбиваются на следующие категории:
1) основное оборудование;
2) вспомогательное оборудование;
3) узлы и агрегаты;
4) основные материалы;
5) вспомогательные материалы и сырье.
В логистике изучается все движение товаров от производителя до конечного покупателя: механизм принятия решения о закупке, организация закупки, транспортировка, складирование и сбыт.
- 1. Понятие логистики
- 2. Показатели эффективности логистического подхода к управлению предприятием
- 3. Товар как объект логистической деятельности
- 4. Основные понятия логистических систем
- 5. Цели и задачи анализа логистических систем
- 6. Этапы анализа логистической системы
- 7. Методы системного анализа
- 8. Основные принципы логистики
- 9. Основные требования к формированию логистических систем
- 10. Логистическая стратегия
- 11. Прогнозирование в логистике
- 12. Планирование в логистике
- 13. Планирование продаж
- 14. Планирование потребности в закупках товаров, сырья и материалов
- 15. Планирование производства
- 16. Контроль в логистике
- 17. Организационные структуры логистического предприятия
- 18. Должностные обязанности логистического персонала
- 19. Управление логистическим персоналом
- 20. Принятие логистического решения
- 21. Выбор поставщика
- 22. Выбор перевозчика
- 23. Выбор местоположения предприятия
- 24. Основные понятия качества. Качество обслуживания потребителей
- 25. Циклы обслуживания потребителей. Сертификация систем обслуживания
- 26. Требования, предъявляемые к качеству товаров
- 27. Сертификация продукции и ее значение в организации товародвижения
- 28. Поступление и обработка заказа потребителя
- 29. Реинжиниринг процесса обслуживания потребителя
- 30. Управление заказами, подготовка заказов
- 31. Системы и методы управления запасами
- 32. Классификация запасов
- 33. Обоснование необходимой величины товарных запасов торгового предприятия
- 34. Основные понятия снабжения
- 35. Основные понятия закупок
- 36. Основные методы закупок
- 37. Организация поставок
- 38. Показатели поставок
- 39. Договор поставки
- 40. Организация производства
- 41. Сущность, содержание и виды рисков
- 42. Управление рисками
- 43. Организация страхования грузов
- 44. Процедура осмотра грузов и заявления претензий
- 45. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов
- 46. Виды транспортных перевозок грузов
- 47. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта
- 48. Основные показатели транспортных средств
- 49. Организация грузовых автомобильных перевозок
- 50. Технико-эксплуатационные показатели транспортировки
- 51. Правовое регулирование внутренних перевозок грузов
- 52. Правовое регулирование международных перевозок грузов
- 53. Транспортная документация
- 54. Условия транспортировки грузов
- 55. Основные понятия складской деятельности
- 56. Классификация складов
- 57. Складская документация
- 58. Складские свидетельства
- 59. Методы учета и контроля запасов продукции на складе
- 60. Принципы организации торгово-технологических процессов на складе
- 61. Планирование складских помещений
- 62. Условия хранения продукции на складе
- 63. Классификация грузов
- 64. Упаковка грузов
- 65. Маркировка грузов
- 66. Типы торговых предприятий
- 67. Ассортимент товаров
- 68. Формирование ассортимента
- 69. Устройство торгового предприятия
- 70. Структура торгово-технологических процессов в магазине и принципы ее организации
- 71. Технология обслуживания покупателей в магазинах
- 72. Формы продажи товаров в магазинах
- 73. Стимулирование сбыта
- 74. Показатели сбыта продукции
- 75. Каналы товародвижения
- 76. Посредники в торговой деятельности
- 77. Основные понятия экономического обеспечения логистики
- 78. Основные понятия информационного обеспечения логистики
- 79. Стоимость в цепи поставок
- 80. Методы ценообразования в логистике
- 81. Финансовые потоки в логистике
- 82. Оценка производительности логистической системы
- 83. Логистические затраты
- 84. Классификация затрат
- 85. Затраты на запасы продукции
- 86. Затраты, связанные с качеством продукции
- 87. Затраты на складскую деятельность
- 88. Затраты на транспортировку
- 89. Экспертиза товаров
- 90. Штриховое кодирование продукции