logo
логистика

77. Основные понятия экономического обеспечения логистики

Экономический анализ – это анализ показателей источников и средств, основного и оборотного капитала, инвестиционной, лизинговой и инновационной деятельности, бизнес-плана, финансового состояния, эффективности использования капитала, трудовых ресурсов, объемов производства и реализации, прибыли и рентабельности.

Виды анализа классифицируются по:

1) цели исследования – оценка финансового состояния, качества продукции, обоснованности плана и результатов хозяйственной деятельности, выявление резервов, прогнозирование;

2) по аспектам исследования – функционально-стоимостной, финансово-экономический, технико-экономический;

3) степени управления – внутрицеховой, заводской;

4) характеру принимаемых решений – предварительный, текущий, оперативный, итоговый;

5) периодичности проведения – ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный, годовой и т. п.

Основные задачи анализа:

1) оценка величины, движения, структуры и формирования средств, источников средств и капитала, эффективности бизнес-планов, инвестиционной, хозяйственной и маркетинговой деятельности;

2) определение степени использования общего, основного и оборотного капиталов и трудовых ресурсов;

3) оценка финансового состояния, его прогнозирование и определение вероятности банкротства;

4) разграничение зависящих и не зависящих от предприятия причин отклонения фактических показателей от базовых и количественное их изменение;

5) выявление резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и путей их использования;

6) прогнозирование ожидаемых результатов финансово-хозяйственной деятельности на последующий период;

7) подготовка материалов для выбора оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ оправдывает себя в полной мере только тогда, когда приносит реальную пользу, т. е. выявляет неиспользованные резервы на всех стадиях формирования производственного потенциала и эффективности его использования.

Наиболее часто используются следующие виды анализа:

1) анализ цены – оценка и проверка общей цены обслуживания потребителей без учета отдельных элементов затрат или прибыли. Такой анализ предполагает прежде всего определение нижнего предела цены;

2) стоимостный анализ несколько шире анализа цены, поскольку на его основе определяют необходимость и оправданность каждого элемента затрат, включая прибыль;

3) концентрация ресурсов на благоприятных возможностях – один из путей к достижению контроля над логистическими затратами;

4) анализ оборотного капитала, необходимого для функционирования системы обслуживания потребителей (его зависимость от длительности периода оборачиваемости капитала из денежных средств в запасы и обратно в денежные средства и от объема продаж);

5) анализ расходов – «отрицательный поток платежей», т. е. анализ уменьшения платежных средств на предприятии;

6) анализ рентабельности деятельности – отношение прибыли к затраченному капиталу;

7) анализ прибыльности – соотношение между валовыми доходами и суммарными затратами (в ряде случаев – фактическими расходами);

8) анализ коэффициента экономии – отношения величины затрат исходного и оптимального вариантов закупки единиц продукции.