33. Обоснование необходимой величины товарных запасов торгового предприятия
Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов использует следующую информацию:
1) об обороте розничной торговли и продаже по группам товаров в отчетном и прогнозируемом периоде;
2) о товарных запасах по объему и структуре, об оборачиваемости товаров;
3) из бухгалтерской отчетности о совокупных расходах, расходах по оплате кредитов, транспортировке и хранении товаров;
4) о размерах торговых наценок;
5) о наличии собственных оборотных средств.
Методы расчета необходимой величины товарных запасов:
1) опытно-статистический – установление рекомендуемой величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме) исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в объеме продаж менее 5 % и по небольшим предприятиям (мелкой рознице);
2) технико-экономический – используется для тех групп товаров, которые занимают в объеме продаж 5 % и более. Суть этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р); запас текущего пополнения (П/2) – по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза; страховой запас (С) устанавливается предприятием эмпирически.
Ì = Ê + Ð + Ï/2 + Ñ
Рассмотрим методику расчета каждого из слагаемых:
К – определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности 1–3 дня;
Р – рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. По товарам местного производства он обычно составляет 4–6 дней;
П/2 – запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными пополнениями запасов и при расчете норматива, принимается в среднем размере (П/2) исходя из того, что в момент поступления товаров создается максимальный запас, а перед очередным завозом их общая величина будет минимальной. Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях на коэффициент обновления всего ассортимента (она в свою очередь определяется делением количества разновидностей по ассортиментному перечню на количество разновидностей в одной партии). Расчеты величины этого запаса могут быть рассчитаны в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и количества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, влияет на уменьшение запаса текущего пополнения и наоборот. Предприятия, принимая решение об изменении норматива запасов, должны предусматривать изменение соответствующих условий поставки: частоты и комплектности завоза;
С – страховой запас создается на случай резкого увеличения спроса населения. Он составляет 30–50 % от величины запаса пополнения.
- 1. Понятие логистики
- 2. Показатели эффективности логистического подхода к управлению предприятием
- 3. Товар как объект логистической деятельности
- 4. Основные понятия логистических систем
- 5. Цели и задачи анализа логистических систем
- 6. Этапы анализа логистической системы
- 7. Методы системного анализа
- 8. Основные принципы логистики
- 9. Основные требования к формированию логистических систем
- 10. Логистическая стратегия
- 11. Прогнозирование в логистике
- 12. Планирование в логистике
- 13. Планирование продаж
- 14. Планирование потребности в закупках товаров, сырья и материалов
- 15. Планирование производства
- 16. Контроль в логистике
- 17. Организационные структуры логистического предприятия
- 18. Должностные обязанности логистического персонала
- 19. Управление логистическим персоналом
- 20. Принятие логистического решения
- 21. Выбор поставщика
- 22. Выбор перевозчика
- 23. Выбор местоположения предприятия
- 24. Основные понятия качества. Качество обслуживания потребителей
- 25. Циклы обслуживания потребителей. Сертификация систем обслуживания
- 26. Требования, предъявляемые к качеству товаров
- 27. Сертификация продукции и ее значение в организации товародвижения
- 28. Поступление и обработка заказа потребителя
- 29. Реинжиниринг процесса обслуживания потребителя
- 30. Управление заказами, подготовка заказов
- 31. Системы и методы управления запасами
- 32. Классификация запасов
- 33. Обоснование необходимой величины товарных запасов торгового предприятия
- 34. Основные понятия снабжения
- 35. Основные понятия закупок
- 36. Основные методы закупок
- 37. Организация поставок
- 38. Показатели поставок
- 39. Договор поставки
- 40. Организация производства
- 41. Сущность, содержание и виды рисков
- 42. Управление рисками
- 43. Организация страхования грузов
- 44. Процедура осмотра грузов и заявления претензий
- 45. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов
- 46. Виды транспортных перевозок грузов
- 47. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта
- 48. Основные показатели транспортных средств
- 49. Организация грузовых автомобильных перевозок
- 50. Технико-эксплуатационные показатели транспортировки
- 51. Правовое регулирование внутренних перевозок грузов
- 52. Правовое регулирование международных перевозок грузов
- 53. Транспортная документация
- 54. Условия транспортировки грузов
- 55. Основные понятия складской деятельности
- 56. Классификация складов
- 57. Складская документация
- 58. Складские свидетельства
- 59. Методы учета и контроля запасов продукции на складе
- 60. Принципы организации торгово-технологических процессов на складе
- 61. Планирование складских помещений
- 62. Условия хранения продукции на складе
- 63. Классификация грузов
- 64. Упаковка грузов
- 65. Маркировка грузов
- 66. Типы торговых предприятий
- 67. Ассортимент товаров
- 68. Формирование ассортимента
- 69. Устройство торгового предприятия
- 70. Структура торгово-технологических процессов в магазине и принципы ее организации
- 71. Технология обслуживания покупателей в магазинах
- 72. Формы продажи товаров в магазинах
- 73. Стимулирование сбыта
- 74. Показатели сбыта продукции
- 75. Каналы товародвижения
- 76. Посредники в торговой деятельности
- 77. Основные понятия экономического обеспечения логистики
- 78. Основные понятия информационного обеспечения логистики
- 79. Стоимость в цепи поставок
- 80. Методы ценообразования в логистике
- 81. Финансовые потоки в логистике
- 82. Оценка производительности логистической системы
- 83. Логистические затраты
- 84. Классификация затрат
- 85. Затраты на запасы продукции
- 86. Затраты, связанные с качеством продукции
- 87. Затраты на складскую деятельность
- 88. Затраты на транспортировку
- 89. Экспертиза товаров
- 90. Штриховое кодирование продукции