logo
логистика

79. Стоимость в цепи поставок

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет результаты его работы.

Стоимость – эта сумма, которую платит потребитель для получения продукции или услуги и извлечения из нее пользы. В стоимость продукции входит:

1) стоимость приобретения, указанная в накладной;

2) фрахт и прочие затраты на транспортировку продукции к месту продажи;

3) стоимость распаковки продукции и проставления расценок на них;

4) стоимость возврата, уценка и скидки, предоставляемые поставщиками продукции.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

Рекомендуется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:

1) сырье и материалы;

2) покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3) возвратные отходы (вычитаются);

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7) налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8) износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9) общепроизводственные расходы;

10) общехозяйственные расходы;

11) потери от брака;

12) коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.

Этапы анализа себестоимости.

1. Сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации.

2. Оценка эффективности использования каждого вида ресурсов.

3. Анализ затрат на рубль произведенной (реализованной) продукции.

4. Анализ выручки на рубль вложенных средств. Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств и наоборот.

Достоинство этих показателей в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.