logo
логистика

82. Оценка производительности логистической системы

Задача специалиста по логистике заключается в том, чтобы определить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения. Система оценки эффективности логистической системы предприятия включает ряд измерителей и (или) коэффициентов.

Требования, предъявляемые к измерителям логистической системы:

1) пригодность – измеритель действительно должен измерять то, для чего он предназначен;

2) правильность и точность – измеритель должен правильно и точно определять характеристики поведения объекта;

3) полнота – система измерения должна полностью определять поведение логистического объекта;

4) понятность – измерители должны быть просты и понятны и при этом заключать в себе необходимый смысл. Этот критерий во многом зависит от пользователя системы, так как некоторые пользователи более квалифицированны по сравнению с другими;

5) квантифицируемость – измеритель должен содержать количественное выражение, так как это облегчает понимание потребителем характера логистического обслуживания;

6) контролируемость – измерители должны характеризовать те факторы, взаимосвязи или любые явления, которые контролируются специалистом службы логистики. Менеджеры более высоко ценят систему, которая измеряет контролируемые ими параметры, нежели ту систему, которая измеряет не контролируемые ими показатели;

7) эффективность – измерители должны быть эффективными и способствовать выработке рекомендаций.

Методы оценки логистической системы:

1) методы определения доходности (например, методы капитализированной стоимости, анализ затрат и доходов, метод взвешивания целей);

2) методы оценки стабильности (например, анализ чувствительности, анализ рисков).

Критерии оценки результативности логистической системы :

1) действенность – это степень достижения логистической системой поставленных перед ней целей; степень завершения нужной для потребителя работы. Для оценки действенности необходимы по меньшей мере три критерия:

– качество: выполняем ли мы обслуживание потребителей в соответствии с заранее определенными требованиями;

– количество: выполняем ли мы все заказы потребителей;

– своевременность: производим ли мы обслуживание потребителей в требуемые сроки;

2) экономичность – это степень использования логистической системой нужных ресурсов; измеритель, характеризующий результативность логистической системы в отношении затрат. Ее можно выразить через отношение ресурсов, подлежащих потреблению, и ресурсов, фактически потребленных;

3) качество продукции;

4) качество трудовой жизни;

5) инновации;

6) прибыльность (издержки и цены);

7) производительность – это соотношение количества готовой продукции и затрат на выпуск соответствующей продукции, а также сопоставление объема обслуживания потребителей с величиной затраченных ресурсов.

Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы). Необходимо выделить важнейший «рычаг» для данного предприятия.