logo
логистика

14. Планирование потребности в закупках товаров, сырья и материалов

Планирование закупок товаров и материалов определяет потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.

Цели планирования закупок продукции:

1) снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;

2) поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;

3) координация графика доставки и плана по производству.

Параметры и факторы, учитываемые при разработке плана закупок продукции:

1) минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;

2) скидки при изменении объема поставляемой продукции;

3) ограничения по времени (срок годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;

4) местонахождение поставщика. Если поставщик зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;

5) надежность поставщика. В случае, если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;

6) ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков;

7) сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии). Концепция «точно в срок» – метод, состоящий в приобретении или изготовлении такого количества изделий, которое необходимо для производства готовой продукции с требуемым уровнем качества и в сроки, установленные заказчиком.

Концепция предусматривает:

1) исключение перерасхода ресурсов;

2) исполнение заказов в срок по количеству и качеству;

3) исключение причин неэффективного функционирования, а не их последствий.

Компоненты системы планирования потребности в материалах.

1. График основного производственного или торгового процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени.

2. Данные об оптимальных нормах запасов товаров и материалов.

3. Данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также количество израсходованных деталей, еще не списанных с учета).

4. Данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием.

5. Прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса.

6. Структурированный перечень сырья и материалов.

7. Данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.

Основные принципы планирования потребностей в товарах, сырье и расходных материалах:

1) согласование потребностей в материалах(комплектующих) и плана производства готовой продукции;

2) разбивка по времени.