logo search
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

64. . Квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью

Требования к специалисту: адекватное восприятие действительности, выраженные личностные качества (интеллект, воля, убежденность, качества лидера), профессиональная подготовка, ясная жизненная и деловая концепция, культурность поведения. Специфические качества PR-менеджера слагаются из ряда способностей. Диагностические способности проявляются в виде стремления и умения познавать состояние дел, оценивать PR-ситуации на основе анализа и оценки информации и собственной интуиции. Творческие способности выражаются в умении отыскивать и применять оригинальные управленческие решения. Организаторские способности состоят в умении объединять и упорядочивать работу по связям с общественностью, подчинять ее достижению поставленных целей. Мотивационные способности заключаются в умении отыскивать способы влиять на людей, побуждая их к заинтересованной и активной деятельности в интересах субъекта управления. Коммуникационные способности выражаются в стремлении и умении осуществлять связи с коллегами и партнерами по работе, вести деловые переговоры и выступать перед аудиторией. В области планирования специалист должен уметь консультировать руководство по вопросам развития фирмы, связанным с PR; в области управления – интерпретировать управленческие решения высшего руководства для внутренней общественности организации, собирать необходимую информацию, составлять и распределять бюджет; в области рекламы – выполнять работу по изучению общественного мнения, методические и информационные материалы для акционеров, лоббистов и др.; в области аналитической работы – исследовать тенденции, предупреждать конфликты, содействуя развитию взаимопонимания; в области производственных отношений –содействовать улучшению трудовых отношений, инициировать создание систем коммуникации с поставщиками; в области экономических отношений – поддерживать связи с конкурентами, дилерами, рекламировать и продвигать товары на рынок; в области коммуникации – знать способы общения с использованием СМИ и др.каналов, используя рекламу, PR, налаживать двусторонний поток информации; в области социальных отношений – заботиться о формировании благожелательных отношений, обеспечивать техническую безопасность и социальную защиту работников; в политической жизни – лоббировать интересы общественности, разбираться в вопросах внутренней и международной политики; в области образования – работать с общественностью с целью организации их появления на публике, подготовка выступлений руководителей. В целом к PR-специалисту предъявляют широкие, интегральные требования.

Личностные характеристики специалиста по со.

Существует несколько личностных качеств, которые необходимы для любого ус-пешно действующего профессионала (независимо от его конкретной специализа¬ции). В число этих качеств входят:

1. Способность к литературной работе, а также владение навыками ораторского искусства;

2. Аналитические способности (умение определять и анализировать возникающие проблемы);

3. Творческие способности (умение находить свежие, эффективные решения проблем);

4. Дар убеждения;

5. Умение проводить интересные и эффектные презентации.

Администраторы по связям с общественностью, обладающие большим опы¬том работы (которым знакома ответственность за подбор кадров), подчеркивают, что люди, обладающие нормальными личностными качествами, гораздо лучше подходят для большинства профессиональных специализаций в области связей с общественностью, чем тип «дерзкого энтузиаста».

Существует также мнение, что наиважнейшей вещью для человека, занятого в данной сфере деятельности, является профессионализм. Это означает, что специалист по связям с общественностью должен обладать:

1. Чувством независимости;

2. Чувством социальной ответственности и осознанием общественных интересов;

3. Осознанием необходимости поддерживать свою профессиональную ком-петентность и заботиться о чести своей профессии;

4. Осознанием того, что преданность стандартам профессионализма и своим коллегам по профессии есть нечто большее, чем преданность работодателю, который нанял его в данный момент. Принципиальное правило для любой деятельности специалиста по связям с общественностью заключается в том, что он должен следовать, прежде всего, этическим и профессиональным стандартам своей профессии, а не требованиям своего клиента или работо¬дателя.

В исследованиях отечественных специалистов были выявлены профессиональные типы российских PR-специалистов. Главным основанием создания классификации служил критерий эффективности деятельности. Всего выделено четыре типа.

Аморфный. Такие специалисты не обладают ярко выраженным стилем деятельности, руководствуются в основном карьерными соображениями, не стремятся к проведению исследований и не используют их данные в своей работе. Полностью идентифицируют себя с организацией. Они исполнители, не принимающие ключевых решений и не выполняющие управленческих функций. Специалист этого типа не стремится к инновационной деятельности. Данная группа немногочисленна.

Защищающий. Это специалисты, играющие одну из менеджерских ролей и стремящиеся профессионально выполнять свое дело. Но они склонны пренебрегать исследованиями, тем самым недооценивая роль обратных связей с общественностью. Им, как правило, не хватает специальных знаний, поэтому их профессиональная компетентность находится на высоком уровне. К этой группе принадлежат около половины обследованных PR-специалистов.

Воздействующий. Характеризуется явным предпочтением журналистского стиля деятельности. Общественность рассматривают в основном как объект воздействия. В работе они руководствуются профессиональными ценностями. Уровень профессионализма довольно высок. Чаще всего занимаются консультированием по разрешению кризисных ситуаций во взаимоотношениях с общественностью. Недостаточно используют возможности равноправного диалога и сотрудничества. Группа немногочисленна.

Демократический. Большое внимание уделяют изучению общественности. Склонны осуществлять взаимодействие по субъект-субъектному принципу. Заботятся об имидже организации и ее репутации. Склонны выполнять роли консультанта по кризисным ситуациям и эксперта-коммуникатора. Занимают пограничную позицию, контролируют информационные потоки и используют их в профессиональной деятельности. К этой группе принадлежит примерно треть специалистов.