logo search
логистика

26. Требования, предъявляемые к качеству товаров

Ïîä требованием понимаются особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы обеспечить возможность его использования по назначению в течение определенного периода времени.

Гигиенические требования – предусматривают обеспечение безопасных и безвредных условий для жизнедеятельности человека при его взаимодействии с изделием.

Эстетические требования – это требования к форме конструкции, внешнему оформлению и другим особенностям изделия.

Технологические требования – предъявляют прежде всего к материалам, например лакам, тканям, строительным материалам. Такие материалы должны отличаться легкостью и простотой в использовании, допускать возможность применения современных методов обработки.

Требования к надежности товаров – изделия должны быть надежными в эксплуатации. Требования к надежности выражаются в требовании к безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и долговечности, что способствует удлинению сроков службы товаров. Важное значение имеют сроки физического и морального износа изделий.

Сохранность товаров – требование предъявляется к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стоимости товаров в течение установленных сроков и после их истечения. Особое значение это требование имеет для химических товаров, парфюмерии и других, которые под влиянием внешней среды (влажность, температура, свет) изменяют свои основные свойства, в результате чего, как правило, снижаются качественные показатели товаров.

Экономические требования – включают в себя ^не только производственные затраты, но затраты потребителей, связанные с приобретением, использованием, ремонтом товаров и другими расходами.

Социальные требования – соответствие производства того или иного товара общественным потребностям, оправданность его производства и потребления. Анализ статистических показателей, разработка моделей потребления дают возможность выявить эти требования. На основе такого анализа, например, разрабатывается оптимальный ассортимент товаров.

Функциональные требования – требования к выполнению изделием своей основной функции.

Эргонометрические требования – предусматривают удобство пользования изделием в процессе эксплуатации, его соответствие особенностям организма человека, обеспечение оптимальных условий эксплуатации в быту.

На качество товаров могут влиять следующие факторы:

1) факторы, непосредственно влияющие на качество, – качество проектирования и моделирования, качество изготовления, качество сырья, оборудования, инструментов, соблюдение технологического режима.

2) факторы, стимулирующие качество, – экономическая эффективность (в том числе цена), материальная заинтересованность работников. Приведенные факторы могут быть объективными и субъективными.

Объективными факторами являются конструкция изделия, технический уровень производственной базы и др.

Субъективные факторы – это факторы, которые связаны с деятельностью человека, т. е. зависят от способности и отношения людей к выполнению производственных функций: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень, психологический склад.