logo search
логистика

31. Системы и методы управления запасами

Функции запасов, обеспечивающих гибкость системы обслуживания потребителей:

1) накопление продукции с последующим распределением;

2) защита от изменения цен и инфляции;

3) управление затратами путем использования ценовой скидки, зависящей от величины заказа.

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов. Умелое и продуманное управление запасами является одним из условий повышения эффективности торговой деятельности.

Параметры системы управления запасами:

1) точка заказа – минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при наступлении которого необходимо их пополнение;

2) нормативный уровень запасов – расчетная величина запасов, достигаемая при очередной закупке;

3) объем отдельной закупки;

4) частота совершения закупок – продолжительность интервала между двумя возможными закупками продукции, т. е. периодичность пополнения запасов продукции;

5) пополняемое количество продукции, при котором достигается минимум затрат на хранение запаса при заданных затратах на пополнение и заданных альтернативных затратах инвестированного капитала.

Стадии процесса управления запасами:

1) прогнозирование возможного использования запасов продукции:

– мониторинг фактического использования запасов продукции;

– мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;

– мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства (время поставки или время производства).

Основные показатели управления запасами:

1) уровень запасов продукции – характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса;

2) скорость оборота запасов продукции – отношение объема запасов продукции к объему продукции, реализованной за определенный период;

3) оборот запасов – интервал времени (в днях) между поступлением продукции на склад и отпуском материалов в производство, а также между поступлением продукции в торговое предприятие и ее продажей;

4) норма оборачиваемости запасов – показатель, характеризующий количество продаж продукции за определенный период (обычно за год);

5) коэффициент оборачиваемости запасов – показывает, как часто оборачиваются или продаются запасы при обеспечении текущего объема продаж продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность системы закупок, производства и сбыта на предприятии.

Система контроля уровня запаса – подробный учет сырья и изделий, применяемых в производственном процессе, непроизводственных материалов, например, таких, как расходные материалы, офисные принадлежности, а также предметы для поддержания в исправном состоянии и ремонта помещений и оборудования.

Метод оценки запасов по средний основан на расчете средней себестоимости запасов продукции. «Взвешивается» количество запасов продукции, закупаемой купаемой по разным ценам.

Метод поштучной оценки применяется для учета таких изделий, как автомобили и уникальные произведения живописи, дорогие ювелирные изделия и мебель, изготовленная на заказ.