logo search
логистика

86. Затраты, связанные с качеством продукции

Производственные затраты, связанные с качеством, делятся на три группы.

1. Затраты на предупреждение возникновения дефектов – это затраты на любое действие, принимаемое с целью выявления, предупреждения или уменьшения риска несоответствия продукции требованиям качества:

1) маркетинг и маркетинговые исследования;

2) планирование качества;

3) контроль качества конструкторской и технической документации;

4) производственную проверку конструкции на надежность и безопасность;

5) разработку, внедрение методов статистического контроля, анализа и регулирования технологического процесса, в том числе применение компьютеров;

6) работы по стандартизации (разработка стандартов предприятия, нормативной документации, рабочих конструкций по обеспечению функционирования систем качества;

7) метрологическое обеспечение производства (проверку и ремонт средств измерения);

8) автоматизацию рабочих мест;

9) техническое обучение и повышение квалификации работников предприятия;

10) контроль комплектности, консервации, маркировки и упаковки продукции;

11) контроль условий хранения и транспортировки готовой продукции;

12) проведение пусконаладочных работ (шеф-монтаж оборудования).

2. Затраты на контроль и оценку качества продукции – затраты на определение соответствия продукции заданным параметрам. Они включают:

1) затраты на входной контроль;

2) затраты на операционный контроль;

3) затраты на приемочный контроль и испытания готовой продукции.

3. Издержки от брака – потери, связанные с тем, что не достигнуто требуемое качество. Они делятся на внутренние и внешние затраты.

Затраты на внутренние издержки – затраты, возникающие внутри предприятия в связи с несоответствием продукции требованиям качества на любой жизненной стадии ее цикла развития и включающие:

1) затраты на анализ и оценку дефектных изделий, выявленных в процессе производства;

2) затраты на ремонт дефектных изделий;

3) затраты на переработку отходов;

4) затраты на повторные испытания, контроль, проектирование и т. д.;

5) затраты на обучение.

4. Затраты на внешние издержки – затраты, возникающие после поставки дефектной продукции и включающие:

1) затраты от брака, выявленные в сфере эксплуатации продукции;

2) затраты на дополнительные хозрасчетные издержки и потери, связанные с выпуском некачественной продукции.

Существует группа непроизводственных затрат – это затраты, не связанные с производством. Они включают:

1) затраты на подтверждение качества и предоставление потребителю дополнительных объективных доказательств качества;

2) затраты на испытания продукции в специальных сторонних организациях;

3) затраты на демонстрационные испытания в рекламных целях;

4) сервисное обслуживание.

Цели постоянного анализа затрат на обеспечение качества:

1) выбор оптимального решения всех частных вопросов в системе качества;

2) учет экономического эффекта в программах и планах мероприятий по качеству;

3) оценка окупаемости затрат;

4) установление очередности совершенствования систем качества, мотивации работ в области качества.