logo search
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

80. Возникновение и развитие института pr в рф (теоретический и практический аспекты)

Необходимость и актуальность PR стала очевидной вместе с демократизацией общественной, экономической и политической жизни в России в начале 90-х гг. 20 века: появились новые социальные и экономические группы, увеличилось число каналов коммуникации, появилась возможность открыто выражать свое мнение. На смену разрушившейся тотальной пропаганде должно было прийти нечто иное. Этим иным стали PR, основными средствами работы которых были и остаются разнообразные каналы массовой коммуникации: телевидение, радио, журналы и газеты, рекламные буклеты, Интернет. Технологии PR в своей деятельности активно используют различные социальные институты: государство, политические партии, частные корпорации, профсоюзы, школы, университеты, религиозные общины и т.д. Сегодня в России развиваются практически все виды PR. Среди выигрышных моментов развития PR в России специалисты отмечают богатейший опыт по обработке массового сознания (правда, тоталитарный), а также восприимчивость населения к разного рода социальным мифам.

В конце 20 века происходило активное формирование российского рынка PR. Он вбирал в себя особенности пропаганды советского периода и, одновременно, современные западные методики PR-технологий. С 1988 по 1991г. на рынке данных услуг доминировали зарубежные агентства. К началу 90-х гг. появляются первые отечественные агентства. В 1991г. образована РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью), являющаяся с 1997г. членов Европейской конфедерации FTR (CERP). Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций – PR-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур. С 1996г. выходит первый периодический профессиональный PR-журнал «Советник», дополненный вполедствии масштабным Интернет-порталом www.sovetnik.ru. К 2002г. таких изданий было уже около десяти. В 1997г. учреждается Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», которая стала фактически первым сертификатом качества PR-услуг на отечественном рынке. С 1999г. проводятся ежегодные выставки «ПР, консалтинг, выборные технологии». Главными первыми итогами существования PR в современной России стали следующие моменты: выделились региональных центров PR-активности; российский PR стал полноценной частью международных PR-структур, что выразилось в членстве в международных ассоциациях, вытеснении иностранных PR-специалистов российскими в PR-службах транснациональных компаний в РФ.