logo search
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

106. Понятие и типология кризисов. Pr в кризисной ситуации

Кризисы – спутники нашей жизни. Они характерны для всех общественных образований, коммерческих и производственных структур, государства и общества в целом. Кризис практически разрывает сложившиеся информационные потоки, и они не в состоянии выполнять свои функции в полном объеме. В жизни мы часто имеем дело с кризисами локальными, иногда можем наблюдать кризисы общего, крайне разрушительного характера. Какими бы острыми и масштабными они ни были, чтобы их преодолеть или хотя бы уменьшить катастрофические последствия, требуется своевременно принять соответствующие меры. PR, как правило, имеет дело с общественными кризисами и их последствиями. Задача PR – прогнозировать и предотвращать конфликтные положения, в крайнем случае – нейтрализовать понесённые потери. Сэм Блэк, классифицируя кризисы, предложил оригинальный подход, разделив кризисы на 2 группы:1. «Известное неизвестное». Это тип неприятностей, возникающих в силу самой природы предприятия или службы. 2. «Неизвестное неизвестное». Катастрофы и аварии, которые никто не может предусмотреть. С точки зрения последствий кризисы можно разделить на связанные с физическими разрушениями и не связанные с ними. К первым относят землетрясения, пожары, бури, авиакатастрофы, террористические акты. Ко вторым – политические, экономические, демографические, кризисы в культуре. Кризисы можно различать по их происхождению: преднамеренные и непреднамеренные. К преднамеренным разрушительным относят: терроризм, поджоги, распространение наркотиков. К неразрушительным – захват заложников, угроза взрыва, разглашение секретов, злонамеренные слухи. К непреднамеренным разрушительным кризисам относят взрывы, пожары. К непреднамеренным неразрушительным – проблемы производства, банкротство, биржевые крахи. Кризисы могут распространяться на весь мир либо ограничиваться пределами какой-то определенной территории или группы людей. Во многих исследованиях кризисы описываются с точки зрения временного фактора. При этом иногда используются визуальные цветовые ассоциации: зеленый – новые аварийные случаи и проблемные ситуации; желтый – текущие и зрелые проблемы; коричневый – старые и «заплесневелые» кризисы. Такой способ кодировки получил название «бана́нового индекса» оценки кризисов. Наконец, некоторые исследователи кризисных коммуникаций предлагают классификацию, включающую: а) неожиданные, 6) развивающиеся и в) устойчивые кризисы. Сложность кризисной ситуации во многом определяется её нестандартностью и высокой динамичностью. Далеко не каждый руководитель способен принимать эффективные решения в экстремальных условиях. Ученые объясняют это тем, что в стрессовых ситуациях у человека в большей мере активизируются не логические, а рефлекторные качества. Вообще же можно сказать, что кризис – это событие, в ходе которого мы ощущаем нехватку времени и информации. Поэтому главная задача PR-специалиста-«кризисника» состоит в оперативном получении необходимых данных о кризисе, их анализе и использовании в разработке программ выхода из конфликтной ситуации или предотвращения её. Кризисный менеджмент обязан своевременно прогнозировать опасные явления, быстро их устранять, всячески заботясь об уменьшении ущерба и восстановлении доверия общественности к компании. Примеры некоторых ситуаций в сфере бизнеса, определяемых PR-специалистами как кризисные: угроза неплатежеспособности и банкротства; прекращение производства; забастовка работников; утрата конфиденциальности деловой информации и т.д. К основным факторам успеха при разрешении кризиса обычно относят: наличие плана кризисной коммуникации; формирование команды специалистов-кризисников; эффективность работы пресс-секретаря; поведения руководства властной структуры. Все используемые в кризисной ситуации средства коммуникации и PR-меры должны, быть направлены на решение конкретных задач и достижение четко определенных целей.