logo search
Otvety_k_gosudarstvennomu_ekzamenu_po_spetsialn

109. Функции сми как социального института и медиаполитической системы

Эффективное воздействие средств массовой информации на аудиторию возможно лишь при определенных условиях. Если раньше роль СМИ сводилась к простому информированию о событиях, людях и местах, то теперь ситуация многократно усложнилась. Сейчас СМИ как инструмент формирования общественного мнения должны обязательно учитывать тройственную связь между: а) сценой, где разворачивается действие; б) восприятием этой сцены и в) реакцией, основанной на этом восприятии. Описанная схема иллюстрируется следующим образом: взаимосвязь считается завершенной, когда реакция общественности, основанная на восприятии сообщения, в свою очередь, оказывает обратное влияние на сцену действия. Иными словами, правительственные учреждения, экономические и общественные организации вынуждены прислушиваться к мнению публики, реагирующей на освещаемые в СМИ события. Теория «формирования повестки дня» предполагает, что СМИ могут оказывать существенное воздействие на сознание, не влияя на предрасположение. Нередко люди судят о значимости события не по его реальной важности, а по «картинке» в средствах массовой информации, освещающих данный факт. Более того, относительно большое число людей, озабоченных теми или иными проблемами, довольно точно повторят расстановку акцентов по интересующим их вопросам в СМИ. В результате «формирование повестки дня» средствами массовой информации приводит к программируемым последствиям: 1. освещение в СМИ пробуждает интерес общества к определенным проблемам, людям, организациям, учреждениям и т.п.; 2. перемены в степени внимания СМИ к тем или иным событиям могут порождать перемены в общественных приоритетах; 3. чем больше люди озабочены какой-либо проблемой, тем сильнее они готовы предпринимать соответствующие действия; 4. освещение проблем в СМИ может влиять на приоритеты программ ряда определенных общественных групп (например, политических партий, депутатов Государственной думы). Выделяют следующие функции СМИ: коммуникативную, организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную. Самое простое разделение функций: гуманитарные функции СМИ — информирование, образование, развлечение и т. п.; политические функции СМИ — формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.