logo
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

36. Природа социального конфликта, источники и причины. Типологии конфликтов. Проблема коммуникации. Кризисный pr.

Социальные конфликты: Межличностные, Личность-группа, Межгрупповые, Группа-общество, Между социумами.

Конфликт начинается с того момента, как одна сторона решает, что притязания второй несовместимы с ее собственными. Если имеющиеся альтернативы совместимы с притязаниями обеих сторон, конфликт не разовьется.

Притязания имеют тенденцию быть ригидными (сопротивляться снижению) при наличии одного или двух следующих условий:

  1. когда притязания связаны с крайне важными целями (безопасность, идентичность, потребность в признании);

  2. когда лежащие в основе притязаний ценности относятся к категориям “или-или” (сторона либо достигает цели, либо нет).

Конфликт представляется особенно глубоким, когда одна сторона рассматривает свои притязания как законные или справедливые.

Конфликт часто необходим для достижения справедливости.

Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях: Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения; Поведение “трудных” работников; Несовместимость характеров; Неумение найти общий язык; Различное мировосприятие; Различное отношение людей к своим обязанностям; Разное понимание смысла выполняемой работы; Различная степень подготовленности к выполняемой работе; Противоположность интересов; Различие черт характера.

Основные причины:

Объективные – это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Стороны имеют аргументированные позициию

Псевдообъективные - на первый взгляд объективные причины маскируют истинные интересы людей. Псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные.

Эмоциональные. Различия в позициях, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как предмет для обсуждения, разговора. Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их.

Типология конфликтов.

Сферы проявления конфликта: Экономические, Идеологические, Социально-бытовые, Семейно-бытовые

Степень длительности и напряженности конфликта: Бурные быстротекущие конфликты (Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих), Острые длительные конфликты (Возникают при наличии глубоких противоречий), Слабовыраженные и вялотекущие конфликты (Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон), Слабовыраженные и быстротекущие (Связаны с поверхностными причинами, эпизодический характер)

Субъекты конфликтного взаимодействия: Внутриличностные конфликты, Межличностные конфликты, Конфликты “личность – группа”, Межгрупповые конфликты

Социальные последствия: Конструктивные конфликты (Способствуют развитию организации или другой социальной системы), Деструктивные конфликты (В основе лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы)

Предмет конфликта: Реалистичные (предметные) конфликты, Нереалистичные (беспредметные) конфликты

Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения сторон. Но часто соперники не могут контролировать свое поведение. Взаимопониманию мешает отсутствие доверия между ними, “закрытость” по отношению друг к другу.

Факторы, способствующие выравниванию напряжения:

  1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

  2. Вербализация эмоционального состояния: своего состояния и состояния партнера.

  3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, положения, единство целей и др.).

  4. Проявление интереса к проблемам партнера.

  5. Подчеркивание значимости партнера в Ваших глазах.

  6. В случае неправоты – немедленное признание ее.

  7. Предложение совместного поиска выхода из сложившейся ситуации или конкретного выхода из сложившейся ситуации.

  8. Обращение к фактам.

  9. Техника сочувствия и психологической поддержки.

Кризисный менеджмент: сущность и роль PR.

От того, как организация поведет себя в условиях кризиса, будет зависеть отношение к ней в будущем. В условиях кризисной ситуации важно действовать разумно, откровенно и честно сотрудничать со СМИ, своими служащими и населением в целом. Необходимо учитывать следующие факторы, возникающие при кризисе: внезапность, недостаточность информации, нарастание событий, возможную потерю контроля, нарастание вмешательства внешних сил, ощущение “осады”, панику.

Все это может привести к таким ошибкам, как колебание, месть, конфронтация, ложь, уклонение, судебное оспаривание.

Шаги по преодолению кризисной ситуации:

Реагирование на изменение ситуации с одновременным отстаиванием своей принципиальной позиции.

Привлечение высшего руководства к активным действиям.

Использование помощи каждого, кто наделен большими полномочиями и пользуется уважением.

Присутствие руководителей там, где ситуация наиболее критическая.

Назначение человека, отвечающего за распространение информации.

Восприятие СМИ как своих друзей с разъяснением им своей точки зрения относительно кризиса.

Информирование своих служащих о происходящем.

Избегать нагнетания отдельных ситуаций.

Стратегия позиционирования организации после преодоления кризиса.

Всеохватывающее изучение общественного мнения

Главная задача в докризисный период - предугадать возможные угрозы и определить слабые стороны фирмы, а также составить перечень возможных мероприятий, направленных на их предотвращение (с помощью SWOT-анализа).