46. Текст как объект лит редактирования. Научная и методическая база редактирования.
Умение редактировать нужно каждому специалисту по СО. Электронизация СМИ, технический прогресс во всех областях подготовки и распространения информации не только облегчают и ускоряют процесс редактирования, но и повышают требования к профессионализму редактора.
Правка уместна только тогда, когда ее необходимость можно доказать.
Критерии литературного редактирования.
соответствие материала типу и предназначению издания;
логика изложения, смысловая организация текста;
качество фактического материала;
композиция статьи;
литературные достоинства;
правильность, точность приведенных данных, сведений;
точность использованных цитат;
соответствие цитат источнику.
В зависимости от степени изменения материала различают следующие основные виды правки:
- правка-вычитка;
- правка-сокращение;
- правка-обработка;
- правка-переделка.
Различают три основных вида проверки фактического материала: сличение фактов с авторитетным источником, внутреннюю проверку (на основании противоречий, замеченных в самом тексте оригинала) и официальное подтверждение.
Вычитка черновика. Проверка материала начинается с внимательного, неспешного просмотра. В первый раз мы читаем текст, чтобы обозреть его основную идею, структуру, общий смысл и пригодность к публикации. При этом исправляем наиболее очевидные ошибки – фактические, смысловые, грамматические, синтаксические, стилистические.
Во второй раз читаем статью придирчиво, «чужими глазами», анализируем ее. Есть ли ясное представление, о чем эта статья, что в ней должен найти читатель? Есть ли логическая связь между предложениями и абзацами? Остались ли в ней неподкрепленные доказательствами тезисы? Есть ли в ней тезисы настолько очевидные, что являются излишними?
Правка-сокращение. Советы:
Вырезайте любой абзац, который не поддерживает центральную идею статьи. Первыми кандидатами на сокращение являются:
наречия, которые нагнетают эмоции, а не меняют смысл ( только, целиком)
конструкции с предлогом, которые повторяют сказанное раньше (в этой статье)
фразы, которые нарастают на глаголах (кажется, что)
абстрактные существительные на основе активных глаголов: (рассмотрение вместо рассматривать)
повторы: душное, влажное утро
Литературно-художественная правка: качества речи. Правильная речь - соответствует нормам грамматики, лексикологии, орфоэпии, логики. Правильная речь включает в себя четыре основных компонента: литературное написание и произношение, умелый отбор слов, грамматическую точность и логичность. Хорошая речь характеризуется качествами, которые определяются стилем и жанром письменной и устной речи, содержанием и целью высказывания, настроенностью автора и т.п.
На основе отношения «речь-язык» выделяют такие качества речи, как правильность, чистота, богатство (разнообразие). Отношение «речь-мышление» позволяют сделать заключение о логичности, ясности и краткости речи. На основе отношения «речь-объективная действительность» определяется точность речи. Отношение «речь-эстетика» помогает различать такие качества речи, как художественность, образность, эмоциональность, экспрессивность, благозвучие. На основе отношения «речь – ее содержание и назначение» выделяют такие качества, как уместность и удачный порядок слов.
простота и ясность. Речь должна быть точна, а выбор тропов – экономным. Идеальной считается речь, в которой каждая фраза понятна сама по себе, без широкого контекста.
Уместная речь предполагает соразмерность языковых средств и содержания материала, соответствие тематике публикации, целям, которые ставит перед собой журналист.
В лексике экспрессивность в основном проявляется в виде:
нагнетания синонимов (смелость-храбрость-отвага)
использования антонимов (любовь и ненависть);
употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок (богатый – куры денег не клюют);
употребления слов в переносном значении;
эмоциональных междометий и частиц
Основным качеством газетной лексики является оценочность, которую она переносит на слова нейтральные. Резкая и открытая оценочность, четкое размежевание положительно и отрицательно окрашенной лексики служат формированию устойчивых клише, без которых не существует массовых информационных процессов.
Богатство языковых средств характеризуется двумя основными признаками: богатым словарем пишущего и разнообразием синтаксических моделей.
Благозвучность речи. Автору, пишущему свой материал, необходимо думать и о том, как будут звучать написанные им фразы.
Речевые ошибки. Ошибки словоупотребления. ошибки в употреблении иноязычных слов; применение редких или устаревших слов; неумелое использование омонимов (слов, одинаково пишущихся, но имеющих различные значения), паронимов (близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением). Лексическая неполнота высказывания при слове с неполным лексическим значением пропускается зависимое слово.
Нарушение лексической сочетаемости слов. Ошибочная замена компонентов в устойчивых словосочетаниях
Смешение слов из «высокой» лексики с нейтральными или словами отрицательной семантики
Ошибки в употреблении идиоматических выражений. (кот наплакал).
Многословие, или плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов
Клише и штампы. Клише – это речевые стереотипы, готовые обороты. В отличие от штампов, клише сохраняют свою семантику. Клише используются в официальных, деловых документах, в научных текстах, в публицистике: встреча на высшем уровне; настоящим сообщаю.
- 1. Го, его происхождение и особенности. Особенности становления в России. Pr и сми как элементы го.
- 2. Го и гос-во. Государственный pr
- 3. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии
- 4 Этап: "закат" (этап «морального износа»)
- 4.Методы социологического исследования. Социологические исследования в pr – практике
- 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории
- 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация, мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr.
- 7. Общественное мнение как институт го. Управление общ мнением
- 8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его формы и методы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества.
- 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
- 11. Правовое обеспечение pr.
- 12. Профессиональная этика pr специалиста.
- 13. Основные организационные структуры в pr - деятельности; типовое pr- агентство.
- 14.Составные части профессиональной pr-деятельности
- 15. Процесс влияния pr-служб на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
- 16.Стратегия и тактика использования сми в pr; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами сми (media relations)
- 17. Должностные обязанности и функции пресс-секретаря
- 18. Презентация в pr-практике. Виды и цели презентаций. Онлайновая презентация.
- 19. Современная пресс-конференция. Онлайновая пресс-конференция
- 20. Выставочная деятельность.
- 21 . Пресс-тур как pr- инструмент
- 22. Спонсорская деятельность и благотвори-тельность как инструменты pr
- 23. Базовые pr-документы
- 1.Пресс-релиз.
- 24. Пресс-релиз: технология и идеология.
- 25. Пресс-кит
- 26.Внутренний pr. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом. Инструментарий внутреннего pr
- 4. Радиостанция.
- 28. Кризисный pr
- 29. Корпоративные pr. Pr и формирование корпоративной культуры. Pr и брендинг
- 30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
- «Фальшивый авторитет». Корреспондент представляет мнение определенного лица, утверждая, что последний выступает от имени большой группы.
- Метод «забалтывания» можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя и неуместно говоря о его «необыкновенных» способностях, постоянно держа на слуху его имя.
- «Эффект бумеранга». Затравленный оппонент начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.
- 31. Технологии «черного pr».
- 32. Интернет в pr-практике. Онлайновый pr
- 33. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XXI века. Кино и телевидение как инструменты pr. Технологии Product Placement.
- 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене.
- 35. Формы международных экономических отношений. Внешнеэкономическая деят-ть и pr. Основные тенденции развития мирового рынка рекламных и pr-услуг.
- 36. Природа социального конфликта, источники и причины. Типологии конфликтов. Проблема коммуникации. Кризисный pr.
- 37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Инф противоборство. Со как средство кризисного регулирования.
- 38. Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации
- 39. Сми как предприятие. Современный медиарынок. Со в редакционной структуре.
- 40. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Профессионально-этические правила и нормы, законодательство.
- 41. Технические средства массовой коммуникации
- 42. Коммуникативный процесс
- 43. Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное.
- 44. Содержание коммуникации
- 45. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики, факторы и барьеры коммуникации
- 46. Текст как объект лит редактирования. Научная и методическая база редактирования.
- 47. Смк как социальная подсистема
- 48. Сми и власть, понятие четвертой власти. Информационная безопасность.
- 49. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение
- 50. Типология аудитории сми в практике pr, сегментация аудитории. Роль установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации.
- 51. Психология процесса комму-ии: интерес как
- 52. Психологические эффекты мк. Понятия подражания и заражения. Закономерности массового поведения и реклама. Значение психологических эффектов мк в pr-практике
- 53. Маркетинг: сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Современная концепция маркетинга. Pr в стратегии маркетинга
- 54. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования.
- 57. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения, характеристика основных участников.
- 58. Консалтинг и его виды. Консалтинг в практике pr.
- 59. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью.
- 60. Организация работы отдела по связям с общественностью. Профессии в сфере связей с общественностью.
- 61. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в со
- 62. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Средства распространение и размещения рекламы
- Структура
- Основные источники дохода
- 63. Основы медиапланирования. Рекламная кампания; современные рекламные стратегии. Взаимодействие рекламы и pr.
- 64. Цели и задачи современных связей с общественностью
- Основные тенденции развития современной мировой пр-индустрии. Встает вопрос о смене названия pr. Предлагаются следующие варианты: "стратегические коммуникации", "управление репутацией" и т.П.