logo
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Инф противоборство. Со как средство кризисного регулирования.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований. Особое положение в группе кризисов занимает политический кризис – кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Регулирование - это частичное или временное решение конфликта.

Шаг 1: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”

Шаг 2: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”

Шаг 3: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”

Шаг 4: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”

Разрешение - Устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно достигаемое с помощью соглашения сторон.

Существующие препятствия: Один из участников конфликта принял решение о разрыве отношений; Конфликт выгоден сторонам или кому-нибудь из участников (снятие с себя обязательств).

Условия успешного разрешения конфликта:

  1. Точно сформулировать суть конфликта.

  2. Конфликтующие стороны должны общаться открыто и активно. Прерывание общения – это стратегия избежания, а не достижения согласия, она заводит проблему в тупик. По ходу разговора повторяйте основные мысли партнера (желательно перефразируя), чтобы он был уверен, что вы его слышите и понимаете.

  3. Все стороны должны поддержать запрет на угрозы, ультиматумы.

  4. Просьбы и предложения следует высказывать как можно конкретнее.

  5. Не переходить от обсуждения дел или поступков к обсуждению личностей

Информационное противоборство (борьба) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Два вида: информационно-техническое и информационно-психологическое. При информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и защиты - информационно-технические системы: системы передачи данных, системы защиты информации и так далее. При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:

1. Система принятия политических и экономических решений.

2. Система формирования общественного сознания.

3. Система формирования общественного мнения.

4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.

Связи с общественностью как средство кризисного регулирования.

Шаги управления проблемами:

  1. идентификация проблем, на которые организации следует обратить внимание;

  2. анализ и определение пределов каждой проблемы с точки зрения ее воздействия на местные группы общественности;

  3. выявление и демонстрация альтернативных вариантов стратегии;

  4. реализация программы действий, нацеленной на распространение позиций организации и влияние на восприятие проблемы;

  5. оценка результатов выполнения программы с точки зрения достижения цели организации.

Основные элементы процесса управления

  1. Предвидение проблем.

  2. Определение жизненно важных для организации проблем и удержание их в центре внимания.

  3. Определение сильных и слабых мест.

  4. Приоритетность проблем, обусловленных внешним фактором

  5. Защита организации от воздействия внешних факторов.

  6. Идентификация и упорядочивание возникающих проблем. План мероприятий.

  7. Обеспечение руководством поддержки отдела по СО при процессе управления проблемами.

Стратегия предупреждения конфликтов

Необходимо создавать в коллективе такие производственные условия и психологическую атмосферу, при которой возможности возникновения конфликтов будут сведены к минимуму.

Реализация этой стратегии заключается в проведении разнообразных организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций.

От того, как организация поведет себя в условиях кризиса, будет зависеть отношение к ней в будущем. В условиях кризисной ситуации важно действовать разумно, откровенно и честно сотрудничать со СМИ, своими служащими и населением в целом. Необходимо учитывать следующие факторы, возникающие при кризисе: внезапность, недостаточность информации, эскалацию событий, возможную потерю контроля, нарастание вмешательства внешних сил, ощущение “осады”, панику.

Шаги по преодолению кризисной ситуации:

Реагирование на изменение ситуации с одновременным отстаиванием своей принципиальной позиции.

Привлечение высшего руководства к активным действиям.

Использование помощи каждого, кто наделен большими полномочиями и пользуется уважением.

Присутствие руководителей там, где ситуация наиболее критическая.

Назначение человека, отвечающего за распространение информации.

Восприятие средств массовой информации как своих друзей с разъяснением им своей точки зрения относительно кризиса.

Информирование своих служащих о происходящем.

Необходимость избежания нагнетания отдельных ситуаций.

Стратегия позиционирования организации после преодоления кризиса.

Всеохватывающее изучение общественного мнения в условиях кризисных ситуаций.