54. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования.
Корпоративная культура (организационная культура) — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. КК объединяет основополагающие ценности, убеждения, негласные соглашения и нормы, разделяемые всеми членами организации. Сформированная корпоративная культура помогает предприятию одерживать победу в конкурентной борьбе, завоевывать новые рынки и благополучно развиваться. Компоненты КК:
принятая система лидерства;
стили разрешения конфликтов;
действующая система коммуникации;
положение индивида в организации;
принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
«Вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали своими» (Э. Джакус)
«Комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп». (Х. Шварц и С. Дэвис)
КК включает в себя: 1) иерархию ценностей, доминирующую среди сотрудников предприятия и 2) совокупность способов их реализации, преобладающих в организации на определенном этапе ее развития.
Источники корпоративной культуры:
1) система личных ценностей сотрудников;
2) способы, формы и структура организации деятельности, которые воплощают в том числе личные ценности руководителей;
3) представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
Характер кк описывается системой признаков:
1) стабильные (отчетливо заданные нормы поведения и традиции) и "нестабильные" (отсутствие четких представлений об оптимальном, допустимом поведении, а также "колебания" социально-психологического статуса работников).
2) Степень соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей. Выделяются интегративная (единство общественного мнения и внутригрупповая сплоченность) и дезинтегративная (отсутствие единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью).
3) Содержание доминирующих в организации ценностей. Может быть подразделена на "личностно-ориентированную" (ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника) и "функционально- ориентированную".
Выделяют также позитивную и негативную корпоративную культуру. Позитивная - стимулирует результативность деятельности предприятия либо его развития. Негативная - препятствует эффективному функционированию предприятия и его развития.
Характер корпоративной культуры проявляется через систему отношений:
отношение работников к своей профессионапьно-трудовой деятельности;
их отношение к предприятию;
функциональные и межличностные отношения сотрудников.
Содержание КК определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для большинства сотрудников.
Позитивная культура:
Восприятие сотрудника себя как субъекта, чья деятельность влияет на общую результативность деятельности предприятия и определяет его развитие.
Осознанное принятие личной ответственности за общий продукт совместной деятельности организации.
Ориентация сотрудника на поиск, разработку, выбор и воплощение наиболее оптимальных способов осуществления своей деятельности.
Позитивная оценка влияния профессионально-трудовой деятельности на личностное развитие;
Ощущение взаимоадекватности личных и коллективных критериев собственной ценности. Успешность сотрудника в результате становится основанием и для самоуважения и для уважения со стороны коллег.
Корпоративная культура формируется сознательно или складывается с течением времени, но она не заимствуется. Каждый коллектив уникален, поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Корпоративная культура устанавливает место организации в окружающем мире, воплощая в себе неписаные законы, нормы и правила, которые соединяют членов организации, связывая их вместе.
Выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний и внутренний. Внутренний уровень делится на два подуровня: осознанный и неосознанный. Внешний уровень составляет видимые объекты, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов.
Основополагающие ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных образах: символах, девизах и церемониях.
При формировании корпоративной культуры используются различные организационные PR-формы. Так, невозможно формирование корпоративной культуры без определения точного имиджа организации и ее руководителя.
Проведение различных корпоративных мероприятий поддерживает правильную организационную культуру и является формой PR-деятельности.
Важный элемент — сообщение между руководством и подчиненными, между разными отделами и филиалами.
55. Модели управления персоналом; связи с общественностью как взаимодействие социально-психологических и административных факторов в процессе управления. Связи с общественностью и вертикальная гармонизация отношений
Управление человеческими отношениями (персоналом) - это управление способами взаимодействия людей на производстве. Основными направлениями УП: управление человеческими отношениями, более эффективная организация производства, мотивация и организация взаимодействия людей. Цель - рост производительности труда, снижение издержек и рисков, связанных с рабочей силой.
Функции УП:
руководство - побуждение человека к каким-либо действиям (руководитель как тип лидера)
общение - способы и характер общения людей на производстве (механизмы передачи информации). Огромную роль при этом играет система внутренних PR
мотивация - создание системы стимулов работать с отдачей (материальные, моральные стимулы, моральный дух и т.д.).
«Классическая теория мотивации» Деньги - единственный стимул, побуждающий к работе. Ф. Тейлором был провозглашен индивидуализированный подход к работнику и разработана сдельная система оплаты труда. Человеческие отношения не рассматривались как важный фактор роста производительности труда.
Управление персоналом как система сложилась в условиях современной научной производственной системы. Эффект Готорна: Улучшение качества работы наступает в результате повышенного внимания, оказываемого работнику/группе работников.
Иерархия потребностей Маслоу:
физиологические (пища, одежда жилье).
потребности в безопасности - высокая зарплата, программы соц и мед страхования.
социальные потребности - чувство принадлежности к коллективу, возможность общаться, любить и быть любимым.
потребность в признании - статус, ценность человека в глазах окружающих.
потребность в самовыражении Когда потребности более низкого уровня оказываются удовлетворенными хотя бы частично, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня.
Теория мотиваторов и гигиенических факторов 1969 г. Фредерик Херцберг провел исследование человеческих потребностей. Две группы факторов.
Гигиенические факторы способны оказывать дестимулирующее влияние только тогда‚ когда они неудовлетворены (политика фирмы, условия труда, техника безопасности) и не могут служить самостоятельным стимулом работника в случае их совершенствования
Мотиваторы способны оказывать непосредственное стимулирующее воздействие на работников (призвание, ответственность, служебный рост, методы персонального поощрения). Являются способом воздействия на зрелых высококвалифицированных работников.
Теория ожиданий (Дэвид Надлер и Эдвард Лоулер) Количество труда, затрачиваемое на выполнение определенной задачи‚ зависит от ожидаемого вознаграждения. Рабочие принимают во внимание следующие факторы: - насколько они в состоянии справиться с задачей;- получат ли они ожидаемое вознаграждение; - соответствует ли полученное вознаграждение затраченному труду. Теория ожиданий рассматривает различия в мотивации труда с точки зрения индивидуальных особенностей человека.
«Теория Х» (1960-е, Дуглас Мак Грегор): 1. "Средний человек" не любит работать и старается, по возможности избегать этого занятия. 2. Для достижения целей организации его необходимо контролировать, заставлять и угрожать наказанием, чтобы заставить прилагать необходимые усилия .3. Он не честолюбив, предпочитает‚ чтобы его направляли, избегает ответственности и желает жить в безопасности. Стимулы: внешние материальные поощрения, страх потери работы. Авторитарный стиль руководства.
«Теория У» изложена Мак Грегором:1. "Средний человек" любит работать, для него так же естественно работать‚ как и отдыхать. 2. Осознание целей своей работы и целей организации является важными способами побуждения к работе. 3. Упорство достижения поставленных целей зависит от вознаграждения. 4. Человек не избегает ответственности, а стремится к ней. 5. Работая в организации‚ человек способен использовать свое воображение, интеллект, творческие возможности для решения встающих перед ним проблем. 6. При современном уровне развития промышленности используется не весь потенциал работника. Стимулы: профессиональный рост и самостоятельность.
«Теория Z» Стимул: групповой подход и привлечение работников к управлению. Наиболее типичным является японский опыт управления. Основные элементы: рабочее самоуправления, кружки качества.
Сейчас не достаточно набрать подходящих людей, необходимо повышать потенциал кадров.
Оценка деятельности работника. Цели: сбор информации, формирование стандартов, формирование платы за труд, минимизация субъективной оценки, усиление групповых стимулов и морального фактора, нормальной корпоративной культуры. Факторы, принимаемые во внимание: профессиональные навыки и знания; объем выполняемой работы;качество работы, инициатива и творчество работника; коммуникативные навыки; надежность; способность руководить.
Оценка результатов деятельности нужна и для информирования людей об уровне их работы. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей.
Административные методы воздействия: повышение по службе, понижение, перевод, увольнение.
Методы подготовки управленческих кадров: - организация лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга; ежегодные курсы и семинары по проблемам управления, тренинги; ротация по службе (Перемещение руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года); программы продвижения по службе (Непосредственное участие в подготовке таких программ принимают PR-специалисты.)
Внутренний PR также важен, как и внешний. Отношения сотрудников — это не то же самое, что производственные отношения (где внимание в первую очередь уделяется оплате труда и условиям работы), хотя производственные отношения зависят от эффективности коммуникаций между сотрудниками. Внутренние коммуникации могут быть трех видов: сверху вниз — от работодателя к сотруднику, снизу вверх — от сотрудника к работодателю и боковыми — между сотрудниками.
Внутренний PR эффективен, если:
(a) управление осуществляется на основе справедливости;
(b) администрация понимает ценность и важность отношений в коллективе;
(c) есть менеджер по коммуникациям (PR-менеджер), который не только имеет достаточные квалификацию и опыт, но и .может воспользоваться современными технологиями;
56. Структура и принципы организации современной пресс-службы. Формы и методы работы пресс-службы со СМИ, общественностью и политическими организациями. Структура и кадры пресс-служб
Структура пресс-службы определяется в зависимости от величины ведомства, его целей и задач, от интереса общества к его работе, от стремления и умения руководства вести публичную деятельность.
В некоторых органах власти, особенно региональных и местных, пресс-служба состоит из одного-двух человек, в федеральных есть многочисленные и часто организационно самостоятельные службы по связям со средствами массовой информации.
направления деятельности:
взаимодействие с редакциями и журналистами, проведение аккредитации, организация пресс-конференций, подготовка материалов для корреспондентов
мониторинг СМИ, составление дайджестов и первичный анализ публикаций
в отдельных пресс-службах - организация работы теле- и радиостудий, создающих собственные программы.
анализ публикаций на рынке с выработкой конкурентных предложений руководству по проведению тех или иных мероприятий;
подготовка текстов заявлений руководства компании, пресс-релизов и оперативных сообщений пресс-службы;
организация интервью, пресс-конференций;
размещение прямой и косвенной рекламы в СМИ;
выпуск собственного печатного издания и т.д.
Среди сотрудников в этой профессиональной среде принято:
в любом случае отражать точку зрения руководителя и всего ведомства, а для усиления их позиции подчеркивать тот факт, что ее разделяет пресс-служба;
по возможности сообщать только достоверную информацию;
завоевывать доверие руководителя и журналистов, строя собственную линию поведения;
разделять информацию на служебную и публичную, руководствуясь в спорных случаях правилом неразглашения сведений.
Информационный продукт может производиться пресс-службой в двух видах - печатном (заявления, пресс-релизы, информационные сообщения, аналитические записки и т.д.) и вербальном (сообщения на брифингах и пресс-конференциях, в интервью или приватных беседах). Помимо этого, телецентры крупных пресс-служб самостоятельно готовят передачи или сюжеты. Виды информации:
нейтральная текущая информация
акцентированная информация, предусматривающая выделение фактов нужного содержания при скудной подаче иных сведений
открытая негативная информация, которая распространяется, как правило, из-за явного противостояния ведомства или руководителя внешним организациям или личностям (скандал)
открытая негативная информация, направленная против конкретной личности (компромат)
скрытая негативная информация, передаваемая в СМИ в конфиденциальном порядке без ссылки на ее источник (утечка)
неожиданная информация (сенсация).
Важное место занимает организация участия журналистов в корпоративных мероприятиях.
Методы работы со СМИ: личные контакты; индивидуальные беседы; совещания; семинары; обсуждения проблем.
Возможно слияние пресс-службы с отделом маркетинга в систему интегральной коммуникации или коммуникационного менеджмента.
Подходы при организации пресс-службы 1. пресс-служба создается как один из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющий все функции СО и рассматривающийся в качестве одного из механизмов по управлению деятельности компании и продвижению ее продукции на рынке.
2. Пресс-служба формируется в основном для выполнения чисто прикладных задач по взаимодействию со СМИ и выполняет роль промежуточного звена по распространению информации о деятельности компании.
3. работу пресс-службы компании выполняет профессиональная специализирующаяся фирма.
- 1. Го, его происхождение и особенности. Особенности становления в России. Pr и сми как элементы го.
- 2. Го и гос-во. Государственный pr
- 3. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии
- 4 Этап: "закат" (этап «морального износа»)
- 4.Методы социологического исследования. Социологические исследования в pr – практике
- 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории
- 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация, мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr.
- 7. Общественное мнение как институт го. Управление общ мнением
- 8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его формы и методы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества.
- 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
- 11. Правовое обеспечение pr.
- 12. Профессиональная этика pr специалиста.
- 13. Основные организационные структуры в pr - деятельности; типовое pr- агентство.
- 14.Составные части профессиональной pr-деятельности
- 15. Процесс влияния pr-служб на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
- 16.Стратегия и тактика использования сми в pr; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами сми (media relations)
- 17. Должностные обязанности и функции пресс-секретаря
- 18. Презентация в pr-практике. Виды и цели презентаций. Онлайновая презентация.
- 19. Современная пресс-конференция. Онлайновая пресс-конференция
- 20. Выставочная деятельность.
- 21 . Пресс-тур как pr- инструмент
- 22. Спонсорская деятельность и благотвори-тельность как инструменты pr
- 23. Базовые pr-документы
- 1.Пресс-релиз.
- 24. Пресс-релиз: технология и идеология.
- 25. Пресс-кит
- 26.Внутренний pr. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом. Инструментарий внутреннего pr
- 4. Радиостанция.
- 28. Кризисный pr
- 29. Корпоративные pr. Pr и формирование корпоративной культуры. Pr и брендинг
- 30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
- «Фальшивый авторитет». Корреспондент представляет мнение определенного лица, утверждая, что последний выступает от имени большой группы.
- Метод «забалтывания» можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя и неуместно говоря о его «необыкновенных» способностях, постоянно держа на слуху его имя.
- «Эффект бумеранга». Затравленный оппонент начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.
- 31. Технологии «черного pr».
- 32. Интернет в pr-практике. Онлайновый pr
- 33. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XXI века. Кино и телевидение как инструменты pr. Технологии Product Placement.
- 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене.
- 35. Формы международных экономических отношений. Внешнеэкономическая деят-ть и pr. Основные тенденции развития мирового рынка рекламных и pr-услуг.
- 36. Природа социального конфликта, источники и причины. Типологии конфликтов. Проблема коммуникации. Кризисный pr.
- 37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Инф противоборство. Со как средство кризисного регулирования.
- 38. Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации
- 39. Сми как предприятие. Современный медиарынок. Со в редакционной структуре.
- 40. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Профессионально-этические правила и нормы, законодательство.
- 41. Технические средства массовой коммуникации
- 42. Коммуникативный процесс
- 43. Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное.
- 44. Содержание коммуникации
- 45. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики, факторы и барьеры коммуникации
- 46. Текст как объект лит редактирования. Научная и методическая база редактирования.
- 47. Смк как социальная подсистема
- 48. Сми и власть, понятие четвертой власти. Информационная безопасность.
- 49. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение
- 50. Типология аудитории сми в практике pr, сегментация аудитории. Роль установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации.
- 51. Психология процесса комму-ии: интерес как
- 52. Психологические эффекты мк. Понятия подражания и заражения. Закономерности массового поведения и реклама. Значение психологических эффектов мк в pr-практике
- 53. Маркетинг: сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Современная концепция маркетинга. Pr в стратегии маркетинга
- 54. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования.
- 57. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения, характеристика основных участников.
- 58. Консалтинг и его виды. Консалтинг в практике pr.
- 59. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью.
- 60. Организация работы отдела по связям с общественностью. Профессии в сфере связей с общественностью.
- 61. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в со
- 62. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Средства распространение и размещения рекламы
- Структура
- Основные источники дохода
- 63. Основы медиапланирования. Рекламная кампания; современные рекламные стратегии. Взаимодействие рекламы и pr.
- 64. Цели и задачи современных связей с общественностью
- Основные тенденции развития современной мировой пр-индустрии. Встает вопрос о смене названия pr. Предлагаются следующие варианты: "стратегические коммуникации", "управление репутацией" и т.П.