logo
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории

Общество исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми.

Структура общества. Критерии:

- Социальные группы (из которых состоит «большое» общество), различающиеся по естественным и социальным признакам (социально-территориальные, социально-демографические, социально-этнические).

- Сферы жизнедеятельности общества: экономика, политика, культура, социальная сфера

- Способы взаимосвязи людей: Социальные роли/институты/общности/культура и политическая деятельность

По мнению Т.Парсонса, главный элемент общества – это человек с его потребностями, устремлениями, знаниями, навыками и предпочтениями. В нем источник силы общества как системы, поэтому комплекс механизмов функционирования общества ориентирован на контроль за человеком. Основой этого комплекса является социализация («введение» человека в общество), в ходе которой индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли и формируются как полноценные личности.

Социальная группа— объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Определение социальной группы включает:

- социальная интеракция —коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

- стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе;

- идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие»;

- хабитуализация — «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Виды социальных групп.

- Большие - социальные слои/проф. Группы /этнические сообщества (нации, народности) /возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

- Средние - производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

- Малые - семья, дружеские компании, соседские общности.

Непосредственным проводником влияния общества на индивида является малая группа (от 2–30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, интересами. Общности бывают: статистические, реальные, формальные, неформальные

Социальные институты - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Основываются на четкой системе правил и норм и на развитом социальном контроле над их исполнением. Экономические институты: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Социальные: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. Политические: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии. Духовные: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Знание социальной структуры общества необходимо для выделения и исследования целевых аудиторий - всех потенциальных и реальных потребителей товаров/услуг, сохраняющих заинтересованность в них или готовых изменить свои предпочтения под маркетинговым давлением.