9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Функции:
- Информационная (через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве представленных товаров и услуг)
- Посредническая - позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребителю - оптимального поставщика.
- Ценообразующая - способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой.
- Регулирующая - связана с воздействием рынка на все сферы экономики и на производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции.
- Санирующая - С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых единиц. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйства в целом.
Спрос - потребность в определенных благах. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D. Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой показывает изменение величины спроса.
Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов, при этом сам спрос не меняется.
Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг влево - уменьшение. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов: вкусы и доходы потребителей, внешние условия, потребительские ожидания, цены на др. товары
Субституты (взаимозаменяемые) - это пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки)
Комплементы (взаимодополняемые)- рост цены на один из пары товаров вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).
Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.
Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычный хлеб (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена)
Предложение - это желание реализовать товар на рынке. Чем выше цена товара, тем большее его количество. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S.
Величина предложения - это количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов. Ценовые факторы: цены на ресурсы, ожидания производителей, технология производства, налоги, экспорт и импорт товаров.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. Законы рыночного ценообразования:
- цена стремится к уровню, при котором спрос равен предложению;
- если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена понизится.
Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E - точка равновесия, где P1 -равновесная цена, а Q1- равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следующим образом:
внизу I - зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит);
сверху II - зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек);
справа III - зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона);
слева IV - зона наиболее благоприятных сделок.
При вмешательстве государства в установление цен говорят о политическом ценообразовании.
Цена потолка - максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование " черного рынка".
Цена пола - минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл, когда выше равновесной.
Полезность - степень удовольствия от потребления товара. Полезность товара – понятие индивидуальное, которое зависит от многих факторов: запас благ, потребность, предпочтение.
Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому увеличению количества товара Q соответствует прирост общей полезности NU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU имеет тенденцию к сокращению. Это Закон убывающей предельной полезности.
Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т. к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.
Коммуникации рекламы и PR осуществляют адресное воздействие на сегменты рынка. Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке.
В рекламной и PR коммуникации следует различать всех потребителей рекламы от целевой аудитории рекламной кампании. Потребителем рекламной или PR продукции может стать любой человек, заметивший или услышавший сообщение. Целевая аудитория - совокупность потенциальных покупателей продвигаемой продукции. Понятие потребители намного шире.
целевая аудитория - это люди, которые с наибольшей вероятностью приобретут рекламируемую продукцию. Качественное определение целевой аудитории позволит выбрать именно те виды рекламных коммуникаций, которые смогут с наибольшей отдачей воздействовать на непосредственных потребителей рекламируемой продукции. Как правило, целевая аудитория поддается классификации по общим показателям, например демографическим, или по общности интересов.
10. Соц., эконом. и политич. причины возникновения и развития PR; роль PR в современном гражданском обществе и рыночной экономике
Четкой формулировки PR не существует. С.Блэк: «Public Relations — искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». PR - технологии создания и внедрения конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
Причины возникновения PR:
-Экономическая - стремление коммерческих организаций создавать и укреплять свой имидж и деловую репутацию с целью повышения прибыли, наращивания благосостояния отдельных личностей и целых государств.
-Политическая: А)необходимость каждого цивилизованного государства создавать и поддерживать свой благоприятный имидж и взаимопонимание на международной арене и в собственной стране;
Б) борьба политических партий, движений и их лидеров за усиление своего влияния в обществе.
-Идеологическая: стремление организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы, чтобы внедрять свои взгляды и убеждения.
-Социальная: А) потребность обмена информацией, чтобы повышать эффективность взаимопонимания и взаимодействия;
Б) признание мировым сообществом необходимости укреплять международную безопасность и сотрудничество на базе взаимного информирования и контактов. Данная функция связей с общественностью резко возросла в связи с развитием процессов глобализации — люди все больше осознают свое общечеловеческое единство.
Роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Мирное и созидательное развитие государства возможно только при условии полноценного обмена информацией между всеми членами и структурами общества. Гос. управление гораздо эффективнее в условиях демократии, что предполагает всеобщее активное участие широких слоев населения в общественной жизни. Социальная напряженность возникает из-за того, что управляющая элита не интересуется/игнорирует нужды и мнение народа. Авторитарная система управления исключает информирование населения, что порождает слухи и формирует отрицательное мнение о власти.
Поэтому одно из главных условий демократического общества - наличие свободных СМИ. Велика роль PR и для рыночной экономики, которая не мыслима без конкуренции. При наличии свободного выбора производители и коммерсанты привлекают к себе потребителей с помощью СО.
- 1. Го, его происхождение и особенности. Особенности становления в России. Pr и сми как элементы го.
- 2. Го и гос-во. Государственный pr
- 3. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии
- 4 Этап: "закат" (этап «морального износа»)
- 4.Методы социологического исследования. Социологические исследования в pr – практике
- 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Целевые аудитории
- 6. Социальная организация. Социальное неравенство, стратификация, мобильность. Социальные отношения. Понятие социального статуса. Формирование позитивного имиджа средствами pr.
- 7. Общественное мнение как институт го. Управление общ мнением
- 8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его формы и методы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества.
- 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория
- 11. Правовое обеспечение pr.
- 12. Профессиональная этика pr специалиста.
- 13. Основные организационные структуры в pr - деятельности; типовое pr- агентство.
- 14.Составные части профессиональной pr-деятельности
- 15. Процесс влияния pr-служб на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
- 16.Стратегия и тактика использования сми в pr; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами сми (media relations)
- 17. Должностные обязанности и функции пресс-секретаря
- 18. Презентация в pr-практике. Виды и цели презентаций. Онлайновая презентация.
- 19. Современная пресс-конференция. Онлайновая пресс-конференция
- 20. Выставочная деятельность.
- 21 . Пресс-тур как pr- инструмент
- 22. Спонсорская деятельность и благотвори-тельность как инструменты pr
- 23. Базовые pr-документы
- 1.Пресс-релиз.
- 24. Пресс-релиз: технология и идеология.
- 25. Пресс-кит
- 26.Внутренний pr. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом. Инструментарий внутреннего pr
- 4. Радиостанция.
- 28. Кризисный pr
- 29. Корпоративные pr. Pr и формирование корпоративной культуры. Pr и брендинг
- 30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
- «Фальшивый авторитет». Корреспондент представляет мнение определенного лица, утверждая, что последний выступает от имени большой группы.
- Метод «забалтывания» можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя и неуместно говоря о его «необыкновенных» способностях, постоянно держа на слуху его имя.
- «Эффект бумеранга». Затравленный оппонент начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.
- 31. Технологии «черного pr».
- 32. Интернет в pr-практике. Онлайновый pr
- 33. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации XXI века. Кино и телевидение как инструменты pr. Технологии Product Placement.
- 34. Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный pr на международной арене.
- 35. Формы международных экономических отношений. Внешнеэкономическая деят-ть и pr. Основные тенденции развития мирового рынка рекламных и pr-услуг.
- 36. Природа социального конфликта, источники и причины. Типологии конфликтов. Проблема коммуникации. Кризисный pr.
- 37. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Инф противоборство. Со как средство кризисного регулирования.
- 38. Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации
- 39. Сми как предприятие. Современный медиарынок. Со в редакционной структуре.
- 40. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Профессионально-этические правила и нормы, законодательство.
- 41. Технические средства массовой коммуникации
- 42. Коммуникативный процесс
- 43. Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное.
- 44. Содержание коммуникации
- 45. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики, факторы и барьеры коммуникации
- 46. Текст как объект лит редактирования. Научная и методическая база редактирования.
- 47. Смк как социальная подсистема
- 48. Сми и власть, понятие четвертой власти. Информационная безопасность.
- 49. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение
- 50. Типология аудитории сми в практике pr, сегментация аудитории. Роль установки и стереотипы в процессе массовой коммуникации.
- 51. Психология процесса комму-ии: интерес как
- 52. Психологические эффекты мк. Понятия подражания и заражения. Закономерности массового поведения и реклама. Значение психологических эффектов мк в pr-практике
- 53. Маркетинг: сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Современная концепция маркетинга. Pr в стратегии маркетинга
- 54. Корпоративная культура, роль pr в процессе ее формирования.
- 57. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения, характеристика основных участников.
- 58. Консалтинг и его виды. Консалтинг в практике pr.
- 59. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью.
- 60. Организация работы отдела по связям с общественностью. Профессии в сфере связей с общественностью.
- 61. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в со
- 62. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Средства распространение и размещения рекламы
- Структура
- Основные источники дохода
- 63. Основы медиапланирования. Рекламная кампания; современные рекламные стратегии. Взаимодействие рекламы и pr.
- 64. Цели и задачи современных связей с общественностью
- Основные тенденции развития современной мировой пр-индустрии. Встает вопрос о смене названия pr. Предлагаются следующие варианты: "стратегические коммуникации", "управление репутацией" и т.П.