logo
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

8. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его формы и методы. Научные революции. Роль науки в эпоху постиндустриального общества.

Проблема демаркатии (лат.demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно отделить научные теории от ненаучных. Это также проблема определения границ науки, отделяющих ее от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения(искусство, литература и религия).

Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку обоснованных знаний о мире.

Все научные понятия отражают (формулируют) какую-то общепринятую, познанную реальность. Или отражают отношения объектов, их взаимодействие. Эти понятия имеют внутреннюю определённую структуру, сравнительную характеристику, а значит конкретику.

Ненаучные понятия отражают неочевидную информацию (душа, совесть, полезность). С этими понятиями нельзя ничего сравнивать, они многозначны и неконкретны.

Критерий научности - это правила, по которым оценивается соответствие некоторых знаний.

Признаки научного знания:

-истинность (соответствие познаваемому предмету),

- рациональность,

- методичность,

-интерсубъективность (обобщенный опыт представления предметов)

- системность (положения, объединяющие знания в единую систему). Научное знание имеет объяснительный характер, доказательность (наука стремится к обоснованию своих положений), эвристичность (предсказательная сила)

Гносеология, эпистемология — теория познания.

Процесс познания включает получение информации через органы чувств, переработку информации и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности.

Научный метод - это путь научного исследования, позволяющий получить новые научные результаты и достичь цели исследования.

Общенаучные методы: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация (обеспечение возможности исследования реальных объектов через формальное исследование соответствующих знаков), анализ, синтез, индукция (от частного к общему), дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический (предполагает исследование объектов в хронологической последовательности) и системный методы (применяются при исследовании сложных систем с многообразными связями).

Специфические методы - используются только в данном исследовании (или подобных исследованиях).

Формы научного познания:

- проблема (это осознание, формулирование концепции о незнании.)

- теория (интеллектуальное отражение реальности)

-гипотеза (недоказанное утверждение)

- факт (знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена).

Научно-техническая революция (НТР) – преобра-зование производительных сил, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Первая н.р. 17 в.: Связана с именами: Галилея (открыл принцип инерции, закон свободного падения тел), Кеплера (установил 3 закона движения планет вокруг Солнца), Ньютона (сформулировал понятия и законы классической механики, закон всемирного тяготения, обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику).

Вторая н.р. кон. 18 в. — 1 п. 19 в. Переход от классической науки (с изучения механич. и физич. явлений, к дисциплинарно организованной. Возникает идея развития (биология, геология)

Третья н.р. к. 19 в.- сер. 20 в. открыты понятия электромагнитного поля, электродинамики, квантовой механики

Постиндустриальное о́бщество— это общество, в котором приоритет перешёл от производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных.

Значительная часть научных исследований проводится в прикладных областях. Наука производит не «вечное знание», а «ситуативное» (Новиков А.М.) Если раньше практика следовала за наукой, то сейчас наука часто занимается технологическим совершенствованием практики.