logo
Марченко / МаркКом / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МК_ЗАОЧНИКИ

Стимулирование сбыта

Определение стимулирования сбыта

Первоначально стимулирование сбыта использовалось как вспомогательный инструмент, который считался менее важным по сравнению с рекламой и личными продажами в рамках маркетинговых коммуникаций. Сейчас такая точка зрения устарела. Стимулирование сбыта может поддерживать или дополнять другие средства МК или выступать самостоятельно в качестве основного средства. Оно может быть направлено на все или на конкретные аудитории, представленные потребителями или распространителями продукции. Торговая аудитория включает в себя розничных и оптовых продавцов, дистрибьюторов и брокеров, работающих в каналах распределения. Торговая аудитория также может представлять торговый персонал или других наемных работников.

И так, стимулирование сбыта – это средство маркетинговых коммуникаций, которое использует множество побудительных методик в отношении потребительской и торговой аудитории, чтобы вызвать специфические измеряемые действия или реакции.

Стимулирование немедленных действий

Основной целью стимулирования сбыта является предложение потребителям и участникам процесса торговли (таким как торговые служащие, лица, занимающиеся перепродажей) «дополнительного стимула» к действию. Стимулирование сбыта способствует увеличению продаж за счет предложения дополнительного краткосрочного стимула, побуждающего к активности. Хотя дополнительный стимул обычно предоставляется в форме снижения цены, он может быть предложен и в виде дополнительного количества товара, выплаты наличных призов, подарков и тому подобное. Призы в конкурсе компании Crayola представляют собой примеры такого рода стимулов. (см. приложение 3) Подобная дополнительная мотивация – это именно то, что отличает стимулирование сбыта от других инструментов МК.

Стимулирование сбыта основывается на предпосылке, что каждая торговая марка или услуга обладает установленной ожидаемой ценой или ценностью; стимулирование изменяет это принятое отношение между ценой и ценностью за счет увеличения ценности, снижения цены или того и другого вместе. Таким образом, стимулирование сбыта предлагает потребителям немедленную приманку для покупки товара простым отступлением в сторону увеличения ценности товара. Стимулирование может побудить потребителей, не знающих о товаре, попробовать его или убедить знакомых с ним купить его снова. Например, незапланированные покупки часто оказываются непосредственно связанными с тем или иным предложением по стимулированию сбыта.

Преимущества и слабости стимулирования сбыта

Методики стимулирования сбыта могут помочь достижению определенных коммуникационных целей там, где другие элементы МК не могут справиться. Например, за короткое время стимулирование сбыта может улучшить тенденцию изменения объема продаж. Оно может помочь выведению на рынок нового товара, усилить рекламные образцы и послания, а также создать позитивный опыт в отношении торговой марки среди покупателей на многих стадиях процесса принятия решения о покупке. Стимулирование также может обеспечить новые каналы для обращения к отдельным сегментам аудитории путем проведения специальных акций.

Самым важным достоинством стимулирования продаж является его способность подвигнуть людей на действия – попробовать или купить что-то. Это достигается путем придания товару дополнительной ценности через специальное ценообразование или каким-либо другим особым способом, приводящим на практике к изменению отношения цена/ценность. С точки зрения компании, стимулирование сбыта используется также, чтобы увеличить частоту и/или объем покупок.

Стимулирование сбыта вносит в бизнес гибкость, необходимую для выполнения различных задач в области МК и проникновения в любую целевую аудиторию. Благодаря широкому спектру методик стимулирования, все виды бизнеса – мелкий и крупный, производители товаров и услуг, коммерческие и некоммерческие организации – могут использовать практику стимулирования сбыта.

Деятельность по стимулированию продаж, нацелена на торговый персонал и распространителей, может мотивировать этих важных участников процесса торговли «проталкивать» данный товар путем поддержки стимулирования и большого внимания, уделяемого этому товару при продаже. Мотивация торгового персонала, такая как вознаграждения и выплаты наличными, может способствовать увеличению числа торговых контактов и совокупных продаж. Например, предприятие могло бы давать трем первым торговым агентам с самыми большими объемами продаж вознаграждения по 30 тыс. рублей в виде бонуса. Стимулирование действия в отношении распространителей или розничных продавцов могут предлагать специальные скидки за объем закупок и подарки из сопутствующих товаров – чтобы нацелить участников торговли на поддержку усилий в области сбыта и воодушевить тех, кто непосредственно отвечает за распределение или продажу товара.

Наконец, методики стимулирования, при которых от покупателей требуются сведения об имени и адресе, такие как возврат денег или вложенные в почтовые отправления купоны, помогают предприятию создать базу данных с информацией о клиентах. Информация из базы данных полезна для отслеживания потребительского поведения и выделения групп потребителей при проведении прямой почтовой рекламы.

Деятельность по стимулированию продаж может иметь и отрицательные последствия. Основной слабостью данной методики является ее вклад в окружающий нас беспорядок. Стимулирующим действиям стараются придать творческий характер, заставить кричать о себе как можно громче или предлагать постоянно увеличивающиеся скидки для привлечения к себе внимания со стороны потребителей и участников торговли. Другой слабостью стимулирования сбыта является то, что повторяющееся предоставление скидок может снизить ценность товара или торговой марки. Фактически торговля с использованием купонов сегодня настолько распространена, что некоторые покупатели не будут приобретать товар без купона. Более того, потребители и те, кто занимается перепродажей товара, научились пользоваться преимуществами стимулирования сбыта. Дошло до того, что сейчас покупатели не покупают товар до тех пор, пока он не упадет в цене. Распространители могут пользоваться форвардными покупками (что означает создание запасов), когда цена низкая, чтобы улучшить свое положение вместо того, чтобы поделиться с покупателями частью сбереженных средств.

Ключевой слабостью стимулирования торговли является то, что трудно заставить сотрудничать занятых участников торговли, включая собственный торговый персонал компании. Нет никакой гарантии, что участники процесса торговли будут принимать участие в таких мероприятиях как конкурсы или что они будут использовать материалы для стимулирования сбыта, предназначенные для розничных продавцов и дистрибьюторов.

При неосторожном применении стимулирования сбыта может внести свой вклад и снижение лояльности по отношению к торговой марке за счет переключения внимания потребителей с –ценности торговой марки на цену.

Просуммируем преимущества и слабости стимулирования сбыта в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Преимущества и слабости практик

и стимулирования сбыта

Преимущества

Слабости

Дает дополнительный стимул к действию

Изменяет соотношение цены и ценности

Добавляет осязаемую ценность к предлагаемому товару

Дает стимул для незамедлительной покупки

Добавляет волнения, зрелищности

Стимулирует покупки «на пробу»

Стимулирует постоянные или повторные покупки

Увеличивает частоту покупок и/или их объем

Развивает торговлю за счет напоминания

Способствует поддержке со стороны торговли

Создает базы данных

Вносит дополнительный беспорядок

Может установить ошибочные розничные цены

Некоторые потребители не будут покупать до тех пор, пока нет скидки с цены

Приводит к форвардным покупкам со стороны участников торговли

Иногда затрудняет сотрудничество

Может снизить образ торговой марки, создать нечувствительность к брендам

Стимулирование сбыта в маркетинговых коммуникациях

Во многих случаях стимулирование сбыта используется совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций. Например, стимулирование участников процесса торговли часто сопровождается личными продажами; реклама может объявить о специальных мероприятиях для покупателей, а стимулирование сбыта может помочь создания баз данных для последующих программ прямой почтовой рекламы.

Таблица 3.2.Сравнение стимулирования сбыта с другими