logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

38. Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации

Массовая информация - в РФ - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Массово-информационные потоки - это форма актуального существования массовой информации, которая создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации. В ее создании задействована вся информационная инфраструктура: система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-центры и пресс-бюро, службы по связям с общественностью и рекламные службы.

Чигринская Л.: В журналистике под массовыми информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационных потоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируют специальная информация, доступная специалистам; информация, представленная знаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характерная для традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль и небылицы.

Информационное поле, в котором функционирует специальная информация достаточно ограничено, включенность в него обеспечивается специальным образованием, социальным статусом и другими факторами. Знаки культуры ушедших веков присутствуют везде: в языковых рудиментах, особенностях поведения людей, элементах быта, но читать их могут немногие внимательные обыватели, культурантропологи и историки. Третья часть информационного поля: спонтанно возникшие тексты, сплетенные из слухов, сплетен, анекдотов и т.п., каналы которых - устные коммуникации, доступны тем, кто в них вовлечен самим фактом своего телесного присутствия.

Особенность текстов массовой информации в том, что они могут проникать в различные слои населения: элитарные, народные и массовые, представленные урбанизированной культурой. В прошлом они были доступны только публике, умеющей читать, в настоящее время аудиовизуальная техника делает их доступными практически любому человеку.

Массовая информация направлена на общество, класс, нацию, профессию и т.д., и должна соответствовать нуждам этой массы в информации, ориентирующей ее в социально значимых для нее проблемах: экономических, политических, духовных. Она отвечает на потребность масс в выработке общей социальной позиции по жизненно важным проблемам.

Кроме того, массовая информация актуализируется в информационных потоках только при условиях: доступности ее для масс, простоты формы, удобного режима потребления, невысокой оплаты, открытости для всех желающих принять участие в работе СМИ, стабильности, непрерывности и регулярности в поступлении. Массовая информация является определяющим фактором в формировании современной культуры общества. Ее социокультурная роль будет увеличиваться по мере продвижения человечества к информационному сетевому обществу, когда ее максимально индивидуализированные варианты будут нести субъекту виртуальной культуры "интегральную модель современности" как "предосновы миросознания" и образца восприятия всей другой информации (Е. П. Прохоров)

Массовая коммуникация (МК) является частным случаем социальной коммуникации, под которой можно понимать определенную деятельность, обусловленную системой социально-значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация.

МК характеризуется публичностью и открытостью, асимметричностью (несбалансированностью) передающих и принимающих сторон, влиянием институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.

Средства коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение. Средства коммуникации распространяют политическую, экономическую, идеологическую информацию, внедряют те или иные оценки, мнения, установки, ретранслируют определенного типа информацию.

Следует подчеркнуть, что коммуникация - это прежде всего однонаправленный процесс передачи информации, который не предполагает в строгом смысле обратной связи. Тем не менее, для функционирования средств коммуникации особое значение имеет понимание. Современные средства массовой коммуникации все чаще предпочитают диалогичное общение со своей аудиторией.

Таким образом, структура массовой коммуникации в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации.

Функции массовой коммуникации

Теории массовой коммуникации Открыли историю исследования массовой коммуникации теории волшебной пули и подкожных инъекций. Согласно им, те, кто управляет средствами массовой коммуникации, управляет общество, так как средства информации имеют прямое и мощное воздействие на всех, кто обращает внимание на их содержание.

Согласно теории аккумуляции сила и эффективность воздействия средств информации на людей прямо пропорциональны частоте информационных «инъекций».

В 1940 г. П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ установили наличие двухступенчатого потока информации. Информация, передаваемая СМИ, направляется в первую очередь к «лидерам» общества – активным членам неформальных групп, которые формируют мнение и передают его менее активным членам общества в процессе межличностной коммуникации.

Теории «спирали тишины/ молчания», - Элизабет Ноэлль-Нойманн. СМК, предоставляя голос меньшинству, заставляет большинство ощущать себя в качестве меньшинства.

Теория культивирования (Дж. Гербнер) рассматривает масс-медиа как средства, укрепляющие установки и ценности, которые уже существуют в культуре.

Теория обретения пользы и удовлетворения (Дж. Бламлер и Э. Канц) - массовая коммуникация рассматривается как составной элемент общественной жизни. Она выполняет такие функции, как удовлетворение познавательного побуждения, информационного поиска, оказании помощи в проведении досуга, управлении распорядком дня.

Таким образом, в 1950-е и 1960-е гг. среди исследователей преобладает медиацентрированная позиция, которая рассматривает реципиента как объект воздействия, а эффективность коммуникации - как результат воздействия, выполнения социального заказа. Начиная с 1970-х гг., когда большую популярность приобретают теории «использования и удовлетворения», утверждается человекоцентрированный подход, согласно которому реципиент рассматривается как активный субъект. Аудитория выбирает из предлагаемых СМК материалов те, которые соответствуют ее запросам и потребностям, и тем самым влияет на результат их функционирования.

Эффективность массовой коммуникации

К числу эффектов относятся: утилитарный эффект – удовлетворение от получения информации, необходимой для решения жизненных проблем.

Эмоциональный эффект – удовлетворение от эмоциональной разрядки, компенсация эмоциональной недостаточности.

Эффект удовлетворения познавательного интереса, который возникает в том случае, когда реципиент, получив новую информацию, субъективно чувствует себя хорошо информированным.

Общепризнанной характеристикой эффективности считается численность аудитории, которое данное средство охватывает своим информационным воздействием. Однако, оценивая эффективность, важно учитывать и потенциальные возможности населения, которое охватывает данное СМИ (например, возможности включаться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу и др.).