logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

44. Содержание коммуникации

Структура массовой коммуникации

Классической моделью коммуникативного акта является схема Г. Лассуэллла, которая представляет коммуникацию как линейный однонаправленный процесс: кто сообщает – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом.

Структурный анализ коммуникационного процесса также можно осуществить и по формуле, предложенной Р. Якобсоном:

- отправитель сообщения (адресант, экспедиент, коммуникатор);

- получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант);

- общение (связь, контакт);

- код (шифр);

- контекст сообщения;

- само сообщение (информация, весть).

Однако сегодня коммуникационный процесс все чаще трактуют как замкнуто-цикличный, двусторонний, в котором выделяются:

- канал связи;

- знаковая система;

- отношение между участниками коммуникации (организация информации, докоммуникативная ситуация, характер восприятия и понимания сообщения и т.п.).

В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников.

Канал соединяет адресанта и адресата с помощью направлений передачи сигналов.

Код - это система правил, по которым осуществляется функционирование языка. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения. Контексты могут быть социальными, историческими, библиографическими, художественными и т.п.

Сообщение можно определить как упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из контекста и объединенных в определенную структуру. К сообщению могут относиться вербальные и невербальные элементы и структуры.

Средства коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение. Средства коммуникации распространяют политическую, экономическую, идеологическую информацию, внедряют те или иные оценки, мнения, установки, ретранслируют определенного типа информацию.

При этом сама коммуникация может быть понята как специфическое отношение, при котором его элементы посредством знаков или систем знаков взаимно влияют друг на друга, изменяя семиотическую ситуацию.

Следует подчеркнуть, что коммуникация - это прежде всего однонаправленный процесс передачи информации, который не предполагает в строгом смысле обратной связи. Тем не менее, для функционирования средств коммуникации особое значение имеет понимание. Современные средства массовой коммуникации все чаще предпочитают диалогичное общение со своей аудиторией.

Таким образом, структура массовой коммуникации в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации.

Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика. Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковых систем и, соответственно, знаков.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2) синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.

Каждый знак, каждый элемент системы не существует и не имеет значения сам по себе: значение поддерживается взаимной связью всех элементов системы.