logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

30. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

Немецкий философ О. Шпенглер еще в начале XX в. в работе «Сумерки Европы» писал: «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью — «волю народа». Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующими эти газеты, имена которых возможно даже и не будут известны…».

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука. С. Кара-Мурза выделяет следующие главные признаки манипуляции:

1 исключительно вид духовного, психологического воздействия на целевую аудиторию. При этом у каждого индивида, подвергнувшегося попытке манипуляции, остается свобода выбора — принимать навязываемую точку зрения и модель поведения либо нет.

2 манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Еще более тщательно скрывается главная цель; сокрытие, утаивание информации – обязательный признак.

3 манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

4 Пассивное подчинение объекта инициаторам манипуляции — конечная цель.

X. Ортега-и-Гассет выводит феномен «манипулирования» из фатальной необходимости духовной диктатуры в любом социуме. Народ не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Без манипулирования людьми в обществе водворилась бы анархия, которая неизбежно привела бы к его распаду. Большинство авторов, рассматривающих духовное манипулирование в качестве характерного явления нашего времени, обычно выводит его из природы современного «массового общества».

Господство техники над человеком является, по мнению многих исследователей, другой причиной, порождающей манипуляцию. Никакие средства коммуникации в прошлом ни по оперативности сообщений, ни по широте охвата аудитории не могут идти ни в какое сравнение с современными средствами массового воздействия: прессой, радио, кино, телевидением, Интернетом.

Методы манипулирования . Использование стереотипов и «наклеивание ярлыков». Входя в широкий обиход благодаря, прежде всего, СМИ, они «приживаются» надолго, становятся привычными, а часто и повседневными словами, порой замещая, вытесняя другие - смежные, но менее агрессивные понятия.

«Непрямая атака». Атаке ангажированного журналиста подвергается не сам объект, на который необходимо бросить тень, а его окружение, его сторонники.

Использование «двойного стандарта». Объект информационной атаки подвергается критике за действия, высказывания, которые «прощаются» другим участникам конфликта

«Поддельный нейтралитет». Журналист так выстраивает тактику своего поведения, что у аудитории складывается впечатление о его нейтралитете, в то время как ангажированный представитель СМИ фактически принимает чью-то сторону.