logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

48. Сми и власть, понятие четвертой власти. Информационная безопасность.

Роль СМИ настолько велика в современном обществе, что их часто называют 'четвертой властью' (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).

С одной стороны, это возможность СМИ влиять на правительство, политику. Это возможно в гражданском обществе, когда СМИ выражают общественное мнение, оппонируют государственным структурам. Они формируют имидж политическим партиям, общественным организациям, структурам бизнеса и тем самым увеличивают потенциальные возможности гражданского общества в целом.

С другой стороны, это власть над общественным мнением, его формирование и изменение. политическое сознание и поведение людей существенно зависит от информационного поля, создаваемого СМИ. Э. Деннис: "СМИ "формируют" наше мышление, "воздействуют" на наши мнения и установки, "подталкивают" нас к определенным видам поведения, например, голосованию за определенного кандидата". Другие авторы считают, что благодаря возможности придавать общественному мнению массовость СМИ обладают способностью управлять им. Отдельные исследователи говорят о грядущей эпохе "медиакратии" - власти СМИ, которые конструируют действительность по своим правилам и усмотрению. некоторые авторы констатируют, что общественного мнения как некоего усредненного мнения всего народа (или его части) не существует, оно создается самими СМИ.

Вместе с тем далеко не все исследователи уверены в таком могуществе СМИ. Д. Меррилл: "это не та власть, которая заставляет действовать". Многочисленные эмпирические исследования (проведенные в США и начатые П. Лазарсфельдом в 40-х годах), которые не подтвердили серьезного влияния СМИ на формирование политического сознания и политическое поведение населения.

Сегодня между представленными полярными точками зрения существует довольно много компромиссных подходов, не отрицающих в целом серьезного влияния СМИ на политическое сознание и поведение населения, но указывающих на важные ограничения могущества СМИ.

Первое ограничение связано с возможными внутренними противоречиями самого информационного поля, порождаемого СМИ. Воздействие СМИ также существенным образом зависит от восприятия индивидом основного субъекта этого воздействия (журналиста, владельца СМИ, органа власти и т. п.), а также от осознания, в чьих интересах это воздействие осуществляется.

Информационная безопасность и СМИ. Инф безопасность страны и ее граждан – серьезная проблема для любого государства. Национальные интересы России в информационной сфере были впервые определены в Доктрине информационной безопасности в 2000 году. Согласно ей, одной из самых серьезных опасностей в сфере внутренней политики является недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование СМИ для пропаганды своих идей.

Наибольшую опасность среди внутренних угроз представляет информационно-пропагандистская деятельность СМИ и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности РФ.

Сейчас проблема доступа к информации является одной из самых актуальных.

Информационное единство – СМИ мало делают для создания обстановки терпимости, толерантности, часто воспитывают конфронтационный дух, который ведет к развитию в массовом сознании негативных стереотипов. СМИ обязаны играть очень важную роль в примирении государственных, частных и общественных интересов.

Еще одна проблема — необъективность СМИ, манипулирование сознанием. Необходимо иметь общественное телевидение и радио.