logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

49. Коммуникатор и социологические проблемы его изучения. Исследование аудитории сми. Сми и общественное мнение

Коммуникатор – это некоторая инстанция, организующая и контролирующая коммуникацию. Одной из важных социологических проблем изучения коммуникатора СМИ является изучение социально – демографических (ролевых) и индивидуально – личностных его характеристик.

Изучение особенностей восприятия коммуникатора аудиторией. На формирование образа коммуникатора у аудитории могут повлиять, в положительную или отрицательную сторону, коммуникативная ситуация и формы подачи коммуникатора.

Отдельной областью исследования служит изучение соц–псих характеристик коммуникатора и построение его социально – психологических моделей.

Проблема восприятия коммуникатора разными социальными группами и проблема восприятия коммуникатора в различных тематических передачах.

Исследования аудитории СМИ проводятся по трем основным направлениям:

1) количественные исследования аудитории;

2) исследования социально – демографического состава аудитории;

3) социально – психологические исследования аудитории.

Количественные исследования нацелены в первую очередь на измерение состава аудитории электронных каналов путем автоматического фиксирования аудитории – медиаметрии. В семьях, принимающих участие в медиаметрических исследованиях, к домашнему телевизору или радиоприемнику подключаются специальные приборы, которые круглосуточно фиксируют просмотр каждого канала всеми членами семьи. Эти исследования направлены главным образом на выявление рейтингов различных каналов и передач СМИ.

К количественным исследованиям также относится изучение ритмов изменения размера аудитории в различные временные промежутки.

Задачи качественного исследования аудитории:

- определение мотивов обращения аудитории к СМИ;

- изучение социальных стереотипов аудитории;

- составление типологии аудитории СМИ и изучение особенностей и характеристик различных типов аудитории.

СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности.

Распространению общественного мнения во многом способствуют СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно констатировать, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ.

Воздействие СМИ на общественное мнение достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей.

В психологическом воздействии СМИ на общественное мнение огромную роль играет так называемая эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики.

Но возможности этого влияния в целом далеко не безграничны. Социальная роль и влияние СМИ в обществе зависят от степени его социально-политической стабильности. Во времена политической нестабильности социальная роль и влияние СМИ возрастают. Напротив, в период стабилизации или стагнации, когда граждане в своем большинстве «уходят» в собственную индивидуальную жизнь, быт и повседневность, СМИ теряют массовую политическую влиятельность, оставаясь значимыми лишь для узкого круга политической элиты и ее интеллектуального окружения.