logo search
ШПОРЫ gos_otvety_shpory_6_shrift

47. Смк как социальная подсистема

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

СМК - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.

СМК делятся на три класса:

- средства массовой информации;

- средства массового воздействия;

- собственно технические средства.

их функционирование связано с разной степенью массового охвата аудитории и с разным характером передаваемой информации (пресса и тв). Различны также мера ситуативности в передаче информации, динамика ее трансляции, эффект соучастия, степень полноты обратной связи, степень регулярности. Данные изменения расширяют функции технических средств коммуникации в нескольких направлениях:

- децентрализация (выбор варианта, программы, средств коммуникации зависит все в большей степени от индивида);

- увеличение объема информационных программ и их вариативности;

- повышение роли интерактивной коммуникации (акцент на обратной связи);

- увеличение широты смысловой и оценочной информации, повышение ее мотивированности через разнообразие форм обучения, внушения, убеждения.

Так, с развитием технологий и появлением спутникового интерактивного телевидения, on-line газет, постепенно меняется и структура массовой коммуникации, которая представляет собой процесс передачи информации на численно большие, гетерогенные и анонимные аудитории.

Средства коммуникации обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание аудитории, управляют и направляют ее поведение, выполняют функцию социальной компенсации. Они обеспечивают восприятие актуальной информации и разнообразные потребности общества. Средства коммуникации распространяют политическую, экономическую, идеологическую информацию, внедряют те или иные оценки, мнения, установки, ретранслируют определенного типа информацию.

При этом сама коммуникация может быть понята как специфическое отношение, при котором его элементы посредством знаков или систем знаков взаимно влияют друг на друга, изменяя семиотическую ситуацию. В этом плане можно сказать, что коммуникация способствует социальному единству посредством употребления языков и знаков.

Ее характер зависит не только от информации, но и от особенностей взаимоотношений участников, способов связи между ними. Следует подчеркнуть, что коммуникация - это прежде всего однонаправленный процесс передачи информации, который не предполагает в строгом смысле обратной связи. Тем не менее, для функционирования средств коммуникации особое значение имеет понимание, у которого два аспекта: экзистенциальный и рецептивный. Современные средства массовой коммуникации все чаще предпочитают диалогичное общение со своей аудиторией.