logo search
Марченко / МаркКом / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МК_ЗАОЧНИКИ

Процесс коммуникации

Коммуникация означает процесс передачи какой-то идеи, отношения или информации. Процесс коммуникации имеет начальную, промежуточную и конечную стадии и определяется коммуникационными задачами его участников. Человеческая коммуникация определяется как процесс, в ходе которого два или более лиц пытаются сознательно или несознательно повлиять друг на друга при помощи использования символов.

Вначале рассмотрим участников процесса коммуникации – составную часть любой коммуникационной системы. В случае традиционной коммуникации два ее участника рассматриваются в качестве отправителя и получателя. Отправителем, или источником сообщения, может быть отдельный человек, группа или институт, который хочет передать послание получателю или целевой аудитории. Получатель, или лицо, принимающее сообщение, также может быть одним человеком, группой или институтом.

Отправитель/источник осуществляет передачу сообщения при помощи выбора и формирования набора символов, которые будут иметь смысл для получателя. Чем больше схожесть или совпадение между отправителем и получателем, тем более вероятно, что коммуникация окажется эффективной. Если у отправителя мало общего с получателем, то первый должен узнать о втором как можно больше для того, чтобы ликвидировать этот разрыв. Опытные торговые агенты, например, для того чтобы правильно передать информацию, предварительно оценивают потенциальных кандидатов. Процесс преобразования мыслей в последовательность символом называется кодированием. При кодировании источник должен учитывать характеристики и способности получателя. Символы, которые использует отправитель, должны быть понятны и позитивно восприняты получателем. Кроме того, важно, чтобы сообщение передавалось привычными для получателя средствами информации и в удобное для него время. Доставка одного и того же сообщения двумя разными средствами информации может привести к совершенно разным результатам. Получение сообщения лично или посредством радио представляет собой ежедневный пример такого рода. Сообщение, полученное в процессе непосредственного контакта, явно будет носить более личный характер, чем радиопередача.

Возможные средства доставки информации могут быть квалифицированы как личные или безличные. Личные средства передачи информации подразумевают доставку сообщений персонально. Примерами могут служить личные продажи или устный разговор. Безличные средства информации, называемые также «средствами массовой информации», включают в себя телевидение, печатные издания, каталоги и т.п.

Хотя получатель и не инициирует коммуникационный процесс, он является точно таким же участником коммуникации, как и отправитель. Получатель взаимодействие с отправителем через обратную связь, используя тот же самый набор символов, который используется для коммуникации отправителем. Когда получатель налаживает обратную связь с отправителем, они меняются ролями – получатель информации выступает в качестве отправителя. Иногда подобная обратная связь является очевидной: она появляется с помощью слов, изображений, явных знаков или жестов. В других обстоятельствах обратная связь осуществляется неявным образом через использование невербальных средств.

Массовые коммуникации, особенно реклама, часто влекут за собой неявную, отсроченную обратную связь с представителями целевой аудитории. Для рекламодателей, например, обратная связь – это потребительская реакция или отсутствие такой реакции на рекламируемые товары или услуги. Когда обратная связь является тем, насколько хорошо получатель расшифрует или как интерпретирует сообщение, переданное отправителем.

На дешифровку влияют два основных фактора: взаимоотношения участников коммуникации и окружающая среда. Характер взаимоотношений между отправителем и получателем может повлиять на то, как доставляется сообщение и как получатель интерпретирует это послание. Например, один из членов семьи может написать короткую неформальную записку, которую другой член семьи может легко понять, а потенциальный покупатель может столкнуться с трудностями при уяснении ее содержания. Другим фактором, который может повлиять на дешифровку, является окружающая среда, в которой данная коммуникация имеет место. Как внешняя среда – погода, время суток, послания конкурентов и т.д., - так и внутренняя среда – опыт, предпочтения, ценности и наклонности – часто могут существенно повлиять на процесс дешифровки.

Всякий раз когда факторы среды нарушают отношения, складывающиеся при коммуникации, или сам процесс коммуникации, это отклонение называется помехой. Для участника МК все большее значение в качестве источника помех приобретают конкурирующие сообщения.