9.6. Паблик Рилейшнз
Термин «Паблик Рилейшнз» (англ. Public Relations) получил широкое распространение в сферах, связанных с менеджментом и маркетингом в начале 1970-х годов. Его буквальное значение – «отношения с общественностью» или, как это часто называют в России, «связи с общественностью».
Связи с общественностью представляют собой элемент маркетинговых коммуникаций, призванный влиять на имидж организации, ее товаров и услуг. Для этого используют: пропаганду; отклики прессы; спонсорство; участие в выставках и ярмарках; разработку и поддержание фирменного стиля, и многое другое.
Функция Паблик Рилейшнз (PR) в организации может иметь формальный статус. Это может быть: пресс-служба организации, отдел коммуникаций общественных дел. Кроме того, функция PR реализуется высшим руководством организации, менеджерами, секретарями, юристом, торговыми представителями и персоналом – всеми, кто создает имидж компании во внутренней и внешней ее среде.
Родоначальником PR принято считать Эдварда Бернхауза – племянника Зигмунда Фрейда, в 1923 г. впервые начавшем преподавать PR в Нью-йоркском университете. Сегодня около двухсот только американских университетов, колледжей и бизнес-школ предлагают обучение PR. Более 5400 американских компаний имеют подразделения PR. Среди них – General Motors, где директор PR начал свою работу в 1931 г., и General Electric. В США работают 5080 агентств PR, ежегодный оборот услуг которых насчитывает сотни миллионов долларов.
При разработке PR -кампании используются различные средства неличного, косвенно оплачиваемого представления организации, ее товаров и услуг. Одним из способов такого представления являются пресс-релизы, представляющие собой объявления об изменениях в организации и в ее товарах. Целью пресс-релиза является предоставление средствам массовой информации новостных сюжетов о предприятии.
Вторым популярным инструментом PR являются пресс-конференции. Представителей СМИ приглашают на информационную встречу, предварительно разослав материалы об ее содержании. Пресс-конференции обычно проводятся, когда распространившаяся негативная информация о компании требует ответной реакции.
В работе с общественностью используются и другие инструменты:
установление доверительных отношений с прессой, радио и телевидением;
выпуск хорошо оформленных годовых отчетов;
выпуск юбилейных изданий;
проведение экскурсий по предприятию и других подобных мероприятий для общественности (например, день открытых дверей);
строительство спортивных сооружений;
создание обществ, союзов, клубов;
поддержка научных работ.
Паблик Рилейшнз отличается от других элементов продвижения тем, что продвигает не столько продукт на рынке, сколько саму организацию в общественном сознании. Если продвижение работает преимущественно с потребителями, то PR – с более широкой общественностью, где потребители – не единственная аудитория. Если продвижение использует платное средство информирования – рекламу, то PR в цивилизованном мире практически бесплатны для источника. СМИ заинтересованы в качественной PR-информации, поскольку продают то, что получено бесплатно, подписчикам и другим потребителям.
В последние годы Паблик Рилейшнз усиливает свое значение в комплексе маркетинговых коммуникаций и, как видно из примеров деятельности предприятий, обеспечивает серьезную поддержку маркетингу по следующим направлениям:
обнародование новостей о запуске новых товаров и услуг;
создание благоприятного имиджа компании;
оценка общественного мнения;
подготовка и организация публичных выступлений по проблемам маркетинга;
помощь в программах, связанных с потребителями.
В цивилизованных странах бизнес становится все более зависимым от общества. Это значит, что в качестве целей компания сегодня выдвигает не только и не столько свои экономические результаты, сколько удовлетворение потребителя и интересы общества. Рост социальной ответственности компаний увеличивает их активность в сфере Паблик Рилейшнз.
Если предприятию удастся создать о себе и о своей деятельности позитивное представление в различных социальных группах (включая собственных работников), то это значительно облегчит достижение поставленных целей. Многие проблемы, например, привлечение молодых специалистов и других работников, а также восприятие ими целей предприятия, решаются значительно проще, если фирма имеет положительный имидж. Реклама таких предприятий воспринимается с большим доверием.
Например, программы продвижения банковских услуг почти всегда подкрепляются какими-либо PR -акциями – это протокольные приемы, семинары, круглые столы, дни открытых дверей. Многие производственные и торговые предприятия широко используют такие методы PR -деятельности как спонсорство, применение фирменного стиля, пропаганда и паблисити («Макдональдс», «Филипп Моррис», «Мерседес Бенц» и др.)
О с н о в н ы е п о н я т и я
Маркетинговые коммуникации – система продвижения товара на рынке, включающая любые формы сообщения, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах и об их достоинствах, формирование привлекательного образа товара в представлении потребителей.
Интегрированные маркетинговые коммуникации – концепция, согласно которой компания тщательно продумывает и координирует работу всех каналов коммуникации (рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта и пропаганды) для создания четкого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах.
Реклама – любая оплаченная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени конкретного заказчика.
Стимулирование сбыта – кратковременные побудительные меры поощрения покупки.
Личная продажа – устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи.
Паблик Рилейшнз (PR) – формирование благоприятного образа фирмы, т.е. поддержание репутации надежности, солидности, обязательности.
Стратегия вынуждения (протягивания) – продвижение адресуется конечным потребителям товара.
Стратегия проталкивания – продвижение направлено на торговых посредников.
Информативная реклама – сообщение сведений о товаре, его свойствах, назначении и местах продажи.
Убеждающая (увещевательная) реклама – сообщение, подталкивающее к совершению покупки.
Напоминающая реклама – подкрепление предыдущей информации о товаре.
Товарная реклама – реклама конкретного товара.
Престижная (фирменная) реклама – реклама достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов.
Непосредственная реклама – осуществляется на коммерческих условиях и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкурентному товару или конкурентной фирме.
Косвенная реклама выполняет рекламную функцию в завуалированной форме, не используя прямых каналов распространения рекламных средств и не указывая непосредственно рекламодателя.
Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы
Рекламопроизводитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
Рекламораспространитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение информации.
- Введение
- 1. Основные понятия, сущность
- 1.1. Понятие маркетинга
- 1.2. Эволюция маркетинга
- Маркетинговая концепция
- 1.3. Принципы маркетинга
- 1.4. Содержание маркетинговой деятельности
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 2. Информация в маркетинге и ее источники
- 2.1. Маркетинговые информационные системы
- 2.2. Маркетинговые исследования
- 2.3. Методы сбора первичной информации
- О с н о в н ы е п о н я т и я Внешняя информация – информация о состоянии внешней среды предприятия.
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 3. Маркетинговая среда предприятия
- 3.1. Микросреда предприятия
- 3.2. Макросреда предприятия
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 4. Поведение потребителей
- 4.1. Содержание поведения потребителей
- 4.2. Модель покупательского поведения
- 4.3. Познавательные процессы в формировании поведения потребителей
- 4.4. Внутренние факторы, определяющие поведение потребителей
- Наиболее известна иерархическая теория потребностей а.Маслоу, который разделил потребности на пять групп по признаку их значимости.
- 4.5. Социально - культурные факторы влияния на поведение потребителей
- 4.6. Процесс принятия решения о покупке
- 4.7. Особенности покупательского поведения организаций
- 5. Сегментирование и выбор целевых рынков
- 5.1. Сегментирование рынка
- 5.2. Уровни сегментирования рынка
- 5.3. Признаки сегментирования
- Сегментирование рынка по поведенческим признакам
- 5.4. Сегментирование рынка организованных потребителей
- Сегментация рынка организованных потребителей
- 5.5. Выбор целевого рынка
- 1) Недифференцированный маркетинг, 2) дифференцированный маркетинг;
- 3) Концентрированный маркетинг
- 5.6. Позиционирование товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 6. Товар
- 6.1. Товар в комплексе маркетинга
- 6.2. Классификация товаров
- 6.3. Решения в области товарного ассортимента и номенклатуры
- Товарная номенклатура Котовского завода пластмасс
- 6.4. Торговая (товарная) марка
- 6.5. Упаковка
- 6.6. Разработка новых товаров
- 6.7. Жизненный цикл товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 7.1. Цена в комплексе маркетинга
- 7.2. Факторы ценообразования
- 7.3. Цели и стратегии ценообразования
- 7.4. Методы ценообразования
- 7.5. Корректировка базовых цен
- 7.6. Изменение цен
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 8.1. Распределение в системе комплекса маркетинга
- 9. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- 9.1. Понятие маркетинговых коммуникаций
- 9.2. Разработка коммуникационной стратегии
- 9.3. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций
- 9.4. Стимулирование сбыта
- 9.5. Личные (персональные) продажи
- 9.6. Паблик Рилейшнз
- Вопросы для контроля и обсуждения:
- 10. Маркетинг услуг
- 10.1. Свойства и типы услуг
- 10.2. Управление маркетингом услуг
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 11. Управление процессом маркетинга
- 11.1 Планирование маркетинга
- 11.2. Организация маркетинга
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Практические ситуации и задания по темам
- 1. Задания к практическим занятиям
- Задание 4.Подготовьте доклад-обзор на одну из следующих тем:
- Практические ситуации
- 3. Задание по выполнению самостоятельной работы
- Первый этап — продукт.
- Четвертый этап — продвижение.
- Пятый этап — разработка плана маркетинговых исследований.
- Общий список литературы
- 8. Ламбен ж.Ж., Шулинг и., Чумпитас р.Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с. (Серия «Классика мва»).Isbn978-5-91180-294-3.