4.1. Содержание поведения потребителей
Люди отличаются друг от друга не только по традиционным характеристикам, таким как национальность, место жительства, уровень образования, материальный статус и жизненные установки, но также своими действиями и интересами, своими предпочтениями и своим выбором. Они отличаются разным отношением к музыке, телевизионным программам, политическими пристрастиями и тенденциями в одежде.
Разнообразие проявляется по самым различным направлениям: в моде на одежду, когда сосуществуют мини и макси, авангардная и традиционная одежда; в интерьерах квартир и офисов, оформленных в различных стилях; в печатной продукции, представленной книгами на разных языках и содержащей произведения разных жанров.
Общим для всех, несмотря на наши различия, является то, что мы все потребители. Потребитель - это тот, у кого возникают потребности, а так как они возникают у всех людей, то все люди потребители. Однако, являясь потребителями или пользователями, люди не всегда являются и покупателями товара. Когда вы едите обед, приготовленный мамой, то выступаете в роли потребителя. Если вы обедаете в кафе, вы одновременно и покупатель и потребитель. В случае приобретения книги для подарка другу вы являетесь покупателем, но не пользователем. Эти различия принимаются во внимание маркетологами и используются на практике. Например, реклама сухих завтраков «Несквик» обращена к потребителям – детям, а покупателями продукта являются родители.
Поведение потребителей – совокупность действий людей в процессе выбора, покупки и использования продуктов и услуг для удовлетворения собственных потребностей и желаний.
Поведение потребителей характеризуется следующими особенностями:
как целенаправленная деятельность служит для удовлетворения потребности;
реализуется в процессе выбора, покупки и использования продуктов (услуг);
содержит эмоциональные, ментальные процессы наряду с физическим действием;
характеризуется динамизмом, так как подвержено воздействию со стороны окружающей среды;
отличается сложностью, так как в процессе поведения потребитель зависит от индивидуальных особенностей.
Таким образом, поведение потребителей – это сложная целенаправленная деятельность потребителей по выбору, покупке, использованию продуктов (услуг), направленная на удовлетворение потребностей, содержащая эмоциональный, ментальный и поведенческий компонент, и подверженная влиянию со стороны окружающей среды и индивидуальных различий потребителя.
Исследования потребительского поведения помогают определить, почему люди предпочитают одни товары или марки другим, как они совершают свой выбор.
Например, производители и продавцы зубной пасты ищут ответы на разные вопросы. Какие типы зубной пасты приобретает покупатель, какие марки? Почему паста покупается (предупреждает кариес, удаляет налет, отбеливает или освежает полость рта)? Где покупают пасту (в супермаркете, аптеке, магазине поблизости)? Как часто она используется, и как часто ее покупают?
Изучение поведения потребителей дает ответы на вопросы:
что покупают;
почему покупают;
когда покупают;
где покупают;
как часто (сколько) покупают;
каким образом используют.
Знание особенностей поведения потребителей при выборе того или иного товара позволяет избежать ошибок, которые приводят к рыночной неудаче и потере доли рынка.
Пример: Памперс на рынке Японии. В конце 70-х годов компания Procter & Gamble представила на японском рынке детские подгузники Памперс. Ожидалось, что в первые годы объем продаж будет возрастать на 10%. Однако, как выяснилось позже, Памперс оказался слишком толстым подгузником для японских мам. Они предпочитали менять подгузники чаще, и хотели, чтобы они занимали меньше места при хранении. По этим причинам японкам больше нравились тонкие подгузники. Из-за того, что менеджеры Procter & Gamble не знали в точности предпочтений своих японских клиенток, японскому конкуренту удалось быстро вытеснить американскую компанию с японского рынка.
- Введение
- 1. Основные понятия, сущность
- 1.1. Понятие маркетинга
- 1.2. Эволюция маркетинга
- Маркетинговая концепция
- 1.3. Принципы маркетинга
- 1.4. Содержание маркетинговой деятельности
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 2. Информация в маркетинге и ее источники
- 2.1. Маркетинговые информационные системы
- 2.2. Маркетинговые исследования
- 2.3. Методы сбора первичной информации
- О с н о в н ы е п о н я т и я Внешняя информация – информация о состоянии внешней среды предприятия.
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 3. Маркетинговая среда предприятия
- 3.1. Микросреда предприятия
- 3.2. Макросреда предприятия
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 4. Поведение потребителей
- 4.1. Содержание поведения потребителей
- 4.2. Модель покупательского поведения
- 4.3. Познавательные процессы в формировании поведения потребителей
- 4.4. Внутренние факторы, определяющие поведение потребителей
- Наиболее известна иерархическая теория потребностей а.Маслоу, который разделил потребности на пять групп по признаку их значимости.
- 4.5. Социально - культурные факторы влияния на поведение потребителей
- 4.6. Процесс принятия решения о покупке
- 4.7. Особенности покупательского поведения организаций
- 5. Сегментирование и выбор целевых рынков
- 5.1. Сегментирование рынка
- 5.2. Уровни сегментирования рынка
- 5.3. Признаки сегментирования
- Сегментирование рынка по поведенческим признакам
- 5.4. Сегментирование рынка организованных потребителей
- Сегментация рынка организованных потребителей
- 5.5. Выбор целевого рынка
- 1) Недифференцированный маркетинг, 2) дифференцированный маркетинг;
- 3) Концентрированный маркетинг
- 5.6. Позиционирование товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 6. Товар
- 6.1. Товар в комплексе маркетинга
- 6.2. Классификация товаров
- 6.3. Решения в области товарного ассортимента и номенклатуры
- Товарная номенклатура Котовского завода пластмасс
- 6.4. Торговая (товарная) марка
- 6.5. Упаковка
- 6.6. Разработка новых товаров
- 6.7. Жизненный цикл товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 7.1. Цена в комплексе маркетинга
- 7.2. Факторы ценообразования
- 7.3. Цели и стратегии ценообразования
- 7.4. Методы ценообразования
- 7.5. Корректировка базовых цен
- 7.6. Изменение цен
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 8.1. Распределение в системе комплекса маркетинга
- 9. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- 9.1. Понятие маркетинговых коммуникаций
- 9.2. Разработка коммуникационной стратегии
- 9.3. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций
- 9.4. Стимулирование сбыта
- 9.5. Личные (персональные) продажи
- 9.6. Паблик Рилейшнз
- Вопросы для контроля и обсуждения:
- 10. Маркетинг услуг
- 10.1. Свойства и типы услуг
- 10.2. Управление маркетингом услуг
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 11. Управление процессом маркетинга
- 11.1 Планирование маркетинга
- 11.2. Организация маркетинга
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Практические ситуации и задания по темам
- 1. Задания к практическим занятиям
- Задание 4.Подготовьте доклад-обзор на одну из следующих тем:
- Практические ситуации
- 3. Задание по выполнению самостоятельной работы
- Первый этап — продукт.
- Четвертый этап — продвижение.
- Пятый этап — разработка плана маркетинговых исследований.
- Общий список литературы
- 8. Ламбен ж.Ж., Шулинг и., Чумпитас р.Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с. (Серия «Классика мва»).Isbn978-5-91180-294-3.