7.1. Цена в комплексе маркетинга
С точки зрения маркетинга цена представляет собой денежную сумму, которую нужно отдать в обмен на право владеть или пользоваться конкретным товаром или услугой. На практике в качестве эквивалента цены может выступать и любой товар. Обмен товаров и услуг не на деньги, а на другие товары и услуги называется бартером.
Для покупателя цена зачастую является показателем ценности товара. Ценность товара может быть определена как отношение ощущаемых выгод к цене.
Ощущаемые выгоды
Экономическая ценность товара = -------------------------------
Цена
Обычно покупатель сопоставляет предполагаемые выгоды от пользования товаром с ценой и получает собственное представление об его ценности. При одной и той же цене экономическая ценность товара возрастает по мере увеличения ощущаемых выгод владения товаром или получения услуги и снижается по мере уменьшения ощущаемых выгод от покупки. Маркетологи учитывают это обстоятельство, разрабатывая предложения по приданию товарам дополнительных свойств с одновременным сохранением или понижением цены. Чаще всего такой прием используют производители санитарно-гигиенических средств, например, стиральных порошков. Работая с одной маркой стирального порошка, они периодически меняют характеристики продукта, добавляя к ним такие как «новое качество», «новая улучшенная формула», «с активной био-силой».
Решения по ценам, принимаемые руководством предприятия очень важны, поскольку цена непосредственно влияет на прибыль. Цена влияет также и на количество проданных единиц товара в соответствии с законом спроса. Косвенное влияние цена оказывает и на издержки фирмы через изменение объемов производства. Если предприятие способно продавать больше продукции, то можно увеличивать объемы производства, что, как правило, приводит к снижению валовых издержек.
Цена является единственным элементом комплекса маркетинга, относящимся к доходу, в то время как остальные относятся к затратам. Еще одна особенность цены как инструмента маркетинга – возможность быстро изменять цены в соответствии с новыми маркетинговыми решениями. Изменение других элементов маркетинга: свойств товара, структуры каналов сбыта, – требует значительных затрат времени и средств.
Разработка ценовой политики является существенной проблемой для большинства предприятий. Если менеджмент предприятия не базируется на принципах маркетинга и решения по ценам разрабатываются только финансово-экономическими службами, то неизбежен однобокий подход к ценообразованию. Типичными ошибками при такой постановке дела являются: ценообразование, чрезмерно зависящее от затрат; цены не пересматриваются в связи с обстановкой на рынке; при установлении цен не учитываются особенности рыночного сегмента и решения по другим элементам комплекса маркетинга.
Значимость проблемы ценообразования требует от руководителей и специалистов серьезной подготовки решений по ценам. Эта работа должна включать следующие этапы:
определение целей и стратегий ценообразования,
выбор метода ценообразования и установление базовой цены,
осуществление корректировки базовой цены.
Принимая решения относительно уровня цен, необходимо учитывать объективные факторы, ограничивающие диапазон, в котором фирма может устанавливать цену.
- Введение
- 1. Основные понятия, сущность
- 1.1. Понятие маркетинга
- 1.2. Эволюция маркетинга
- Маркетинговая концепция
- 1.3. Принципы маркетинга
- 1.4. Содержание маркетинговой деятельности
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 2. Информация в маркетинге и ее источники
- 2.1. Маркетинговые информационные системы
- 2.2. Маркетинговые исследования
- 2.3. Методы сбора первичной информации
- О с н о в н ы е п о н я т и я Внешняя информация – информация о состоянии внешней среды предприятия.
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 3. Маркетинговая среда предприятия
- 3.1. Микросреда предприятия
- 3.2. Макросреда предприятия
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 4. Поведение потребителей
- 4.1. Содержание поведения потребителей
- 4.2. Модель покупательского поведения
- 4.3. Познавательные процессы в формировании поведения потребителей
- 4.4. Внутренние факторы, определяющие поведение потребителей
- Наиболее известна иерархическая теория потребностей а.Маслоу, который разделил потребности на пять групп по признаку их значимости.
- 4.5. Социально - культурные факторы влияния на поведение потребителей
- 4.6. Процесс принятия решения о покупке
- 4.7. Особенности покупательского поведения организаций
- 5. Сегментирование и выбор целевых рынков
- 5.1. Сегментирование рынка
- 5.2. Уровни сегментирования рынка
- 5.3. Признаки сегментирования
- Сегментирование рынка по поведенческим признакам
- 5.4. Сегментирование рынка организованных потребителей
- Сегментация рынка организованных потребителей
- 5.5. Выбор целевого рынка
- 1) Недифференцированный маркетинг, 2) дифференцированный маркетинг;
- 3) Концентрированный маркетинг
- 5.6. Позиционирование товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 6. Товар
- 6.1. Товар в комплексе маркетинга
- 6.2. Классификация товаров
- 6.3. Решения в области товарного ассортимента и номенклатуры
- Товарная номенклатура Котовского завода пластмасс
- 6.4. Торговая (товарная) марка
- 6.5. Упаковка
- 6.6. Разработка новых товаров
- 6.7. Жизненный цикл товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 7.1. Цена в комплексе маркетинга
- 7.2. Факторы ценообразования
- 7.3. Цели и стратегии ценообразования
- 7.4. Методы ценообразования
- 7.5. Корректировка базовых цен
- 7.6. Изменение цен
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 8.1. Распределение в системе комплекса маркетинга
- 9. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- 9.1. Понятие маркетинговых коммуникаций
- 9.2. Разработка коммуникационной стратегии
- 9.3. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций
- 9.4. Стимулирование сбыта
- 9.5. Личные (персональные) продажи
- 9.6. Паблик Рилейшнз
- Вопросы для контроля и обсуждения:
- 10. Маркетинг услуг
- 10.1. Свойства и типы услуг
- 10.2. Управление маркетингом услуг
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 11. Управление процессом маркетинга
- 11.1 Планирование маркетинга
- 11.2. Организация маркетинга
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Практические ситуации и задания по темам
- 1. Задания к практическим занятиям
- Задание 4.Подготовьте доклад-обзор на одну из следующих тем:
- Практические ситуации
- 3. Задание по выполнению самостоятельной работы
- Первый этап — продукт.
- Четвертый этап — продвижение.
- Пятый этап — разработка плана маркетинговых исследований.
- Общий список литературы
- 8. Ламбен ж.Ж., Шулинг и., Чумпитас р.Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с. (Серия «Классика мва»).Isbn978-5-91180-294-3.