2.1. Маркетинговые информационные системы
При разработке плана маркетинговых действий у маркетологов возникает множество вопросов. Какие потребители приобретают наши товары? Где они живут? Каков их доход? Где они совершают покупки? Какие виды товаров они желали бы приобрести? Удовлетворен ли потребитель нашими товарами? Ответы на эти вопросы являются ключом к принятию обоснованных маркетинговых решений.
Менеджеры предприятия, управляемого на основе маркетинговой концепции, нуждаются в информации о потребителях и других аспектах маркетинговой среды, которые влияют на его деятельность. Эту информацию можно получить разными способами. Управляющие небольших предприятий чаще используют неформальные приемы. Общение с покупателями, беседы с продавцами могут послужить источником ценной информации о потребностях людей, деятельности конкурентов и тенденциях развития отрасли.
Достаточно крупные предприятия не могут положиться только на неформальные способы получения информации. Чтобы иметь глубокие знания о рынке, необходимо использовать более формальные подходы к созданию информационной базы принятия маркетинговых решений. Для обеспечения систематического сбора информации, предназначенной для управления предприятием, разрабатываются и внедряются маркетинговые информационные системы (МИС).
Маркетинговая информационная система – это совокупность данных и информации, которая собирается и обрабатывается регулярно, а также собирается специально для решения определенных проблем.
Информационная совокупность подразделяется на две основные группы: первичная информация и вторичная информация.
Первичную информацию получают, как правило, в результате специальных исследований, осуществляемых с целью решить конкретную маркетинговую проблему.
Вторичная информация собирается на основе данных, полученных ранее по другому поводу и с другими целями. Это либо данные из внешних источников, либо внутренняя информация, которая собирается подразделениями предприятия для различных управленческих нужд, например, финансовые отчеты, отчеты о ранее проведенных исследованиях, письма клиентов, данные о продажах, данные учета товарных запасов, списки клиентов.
Источниками внешней вторичной информации являются:
периодическая печать;
справочники;
материалы торгово-промышленной палаты;
статистические сборники;
интернет.
Вторичную информацию можно получить дешевле и быстрее, однако она не всегда соответствует поставленным целям, поскольку собрана по другому поводу (рис. 6).
Рис. 6. Основные компоненты маркетинговой информационной системы
Главная идея МИС состоит в том, чтобы маркетологи, ответственные за сбор информации на предприятии, обрабатывали эту информацию и направляли ее в другие отделы. Однако широкого практического распространения эта идея пока не получила из-за организационных трудностей и психологических барьеров. На многих предприятиях маркетинговая информация собирается и обрабатывается в рамках объединенных внутренних информационных систем.
- Введение
- 1. Основные понятия, сущность
- 1.1. Понятие маркетинга
- 1.2. Эволюция маркетинга
- Маркетинговая концепция
- 1.3. Принципы маркетинга
- 1.4. Содержание маркетинговой деятельности
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 2. Информация в маркетинге и ее источники
- 2.1. Маркетинговые информационные системы
- 2.2. Маркетинговые исследования
- 2.3. Методы сбора первичной информации
- О с н о в н ы е п о н я т и я Внешняя информация – информация о состоянии внешней среды предприятия.
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 3. Маркетинговая среда предприятия
- 3.1. Микросреда предприятия
- 3.2. Макросреда предприятия
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 4. Поведение потребителей
- 4.1. Содержание поведения потребителей
- 4.2. Модель покупательского поведения
- 4.3. Познавательные процессы в формировании поведения потребителей
- 4.4. Внутренние факторы, определяющие поведение потребителей
- Наиболее известна иерархическая теория потребностей а.Маслоу, который разделил потребности на пять групп по признаку их значимости.
- 4.5. Социально - культурные факторы влияния на поведение потребителей
- 4.6. Процесс принятия решения о покупке
- 4.7. Особенности покупательского поведения организаций
- 5. Сегментирование и выбор целевых рынков
- 5.1. Сегментирование рынка
- 5.2. Уровни сегментирования рынка
- 5.3. Признаки сегментирования
- Сегментирование рынка по поведенческим признакам
- 5.4. Сегментирование рынка организованных потребителей
- Сегментация рынка организованных потребителей
- 5.5. Выбор целевого рынка
- 1) Недифференцированный маркетинг, 2) дифференцированный маркетинг;
- 3) Концентрированный маркетинг
- 5.6. Позиционирование товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 6. Товар
- 6.1. Товар в комплексе маркетинга
- 6.2. Классификация товаров
- 6.3. Решения в области товарного ассортимента и номенклатуры
- Товарная номенклатура Котовского завода пластмасс
- 6.4. Торговая (товарная) марка
- 6.5. Упаковка
- 6.6. Разработка новых товаров
- 6.7. Жизненный цикл товара
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 7.1. Цена в комплексе маркетинга
- 7.2. Факторы ценообразования
- 7.3. Цели и стратегии ценообразования
- 7.4. Методы ценообразования
- 7.5. Корректировка базовых цен
- 7.6. Изменение цен
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Вопросы для контроля и обсуждения
- 8.1. Распределение в системе комплекса маркетинга
- 9. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- 9.1. Понятие маркетинговых коммуникаций
- 9.2. Разработка коммуникационной стратегии
- 9.3. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций
- 9.4. Стимулирование сбыта
- 9.5. Личные (персональные) продажи
- 9.6. Паблик Рилейшнз
- Вопросы для контроля и обсуждения:
- 10. Маркетинг услуг
- 10.1. Свойства и типы услуг
- 10.2. Управление маркетингом услуг
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- 11. Управление процессом маркетинга
- 11.1 Планирование маркетинга
- 11.2. Организация маркетинга
- О с н о в н ы е п о н я т и я
- Практические ситуации и задания по темам
- 1. Задания к практическим занятиям
- Задание 4.Подготовьте доклад-обзор на одну из следующих тем:
- Практические ситуации
- 3. Задание по выполнению самостоятельной работы
- Первый этап — продукт.
- Четвертый этап — продвижение.
- Пятый этап — разработка плана маркетинговых исследований.
- Общий список литературы
- 8. Ламбен ж.Ж., Шулинг и., Чумпитас р.Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с. (Серия «Классика мва»).Isbn978-5-91180-294-3.