logo
Osnovy_marketinga_uchebnik

Маркетинговая концепция

Рис. 2. Сравнение маркетинговой концепции и сбытовой

Примерно с середины 1980 годов начался третий качественный этап развития маркетинга. Современный маркетинг реализуется в концепциях стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений.

Потребитель перестает быть единственным центром маркетинговых усилий. Производители вынуждены считаться с интересами общества в целом, вырабатывать перспективное видение в решении своих проблем.

Стратегический маркетинг предполагает ориентацию на долгосрочную перспективу. Маркетинг приобретает характер системных действий по анализу рынка, разработке эффективных товаров для конкретных групп покупателей, обеспечивающих производителю конкурентное преимущество.

Концепция социально-ориентированного маркетинга предполагает учет интересов отдельных личностей, групп людей и общества в целом. Эта концепция определяет задачу производителя как удовлетворение потребностей целевых групп покупателей более эффективным, чем у конкурента способом при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом.

Ухудшение качества окружающей среды; внедрение с помощью информационных средств в личную жизнь человека; применение материалов и технологий, приводящих к появлению небезопасных для человека товаров ставят перед фирмой трудные задачи. Решая их, необходимо учитывать не только прибыльность фирмы и текущие потребности, но и долгосрочное благополучие человека, ценность его жизни.

Все больше и больше фирмы стараются удовлетворять ожидания общества.

Примером может служить компания Johnson&Johnson. Несколько лет назад произошли трагический случай, когда восемь человек умерло, отравившись таблетками Тайленола, в которых оказался цианистый калий. Хотя руководство компании не сомневалось, что препарат был подменен в магазинах, оно сразу отозвало всю продукцию из мест продажи, что обернулось потерей 240 млн. долларов.

Забота компании об интересах общества выражена в документе «Наше кредо», где декларируется открытость, честность политики, а также то, что интересы людей для Johnson&Johnsonважнее прибыли. Согласно этому документу компания будет скорее нести убытки, чем допустит появление некачественного продукта. Компания поддерживает множество социальных программ, в том числе обеспечения занятости населения, которые приносят пользу клиентам и стране в целом. Пример компанииJohnson&Johnsonубеждает нас в том, что честная политика выгодна и клиентам и компании, которая сегодня является в США одной из самых популярных и процветающих. «Если мы стремимся делать добрые дела, то в конечном счете рынок вознаградит нас за это» – так выразил принципы работы компании ее директор-распорядитель.

Одно из современных проявлений маркетинга – концепция маркетинга взаимоотношений (взаимодействия).

Маркетинг взаимоотношений (отношений, взаимодействия) особое внимание уделяет построению и поддержанию отношений взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества с клиентами, предоставляя высокую потребительскую ценность и добиваясь удовлетворения их запросов. Производители и продавцы приходят к пониманию того, что в условиях перенасыщенных рынков и жесткой конкуренции завоевание новых потребителей обходится намного дороже, чем сохранение взаимоотношений с прежними.