logo search
Психология рекламы

2.2.13 Рынок btl в России

Даже в психологии рекламы никуда не уйти от цифр. Цифры дают нам общее представление об изучаемом явлении и привязывают теорию к практике, а планы – к реальности. Поэтому взглянем на рынок маркетинговых услуг (BTL) в цифрах за 2006 г. (по данным РАМУ9).

Рынок BTL всего:

Рынок BTL по базе данных РАМУ:

Топ-3 BTL-агентств в Москве10:

Преобладающий сегмент рынка BTL в России:

Максимальный прирост на рынке BTL:

На таблице 2.1 и рисунке 2.21 представлены объем рынка BTL и сегментация рынка BTL по основным направлениями и соотношение рынков ATL и BTL, соответственно.

Сегменты рынка BTL

2005 (Млрд. руб.)

2006 (Млрд. руб)

Рост (%)

Доля (%)

Consumer Promotion

10,2

11,7

15%

26,5%

Trade Promotion

9

10,8

20%

23,9%

Direct marketing

11

12,7

15%

28,7%

POSM & Instore Visual Communication

5,6

6,8

21%

15,0%

Event Marketing

2,2

2,7

22%

5,9%

ИТОГО объем рынка

38

44,7

18%

100,0%

Таблица 2.1 Объем рынка BTL в России11

Рисунок 2.21 Сегментация рынка BTL в России и соотношение рынков ATL и BTL

Рынок BTL в России имеет также одну особенность, которую следует принимать во внимание, анализируя цифры. Она вытекает из собственно определения BTL, а точнее – из его размытости.

Многие рекламные агентства, не имея строгой классификации, позволяют себе относить одни и те же маркетинговые инструменты то к ATL, то к BTL. Достаточно привести в пример Indoor TV – с одинаковым успехом его признают и рекламным носителем, и средством BTL-продвижения, тем самым лавируя между имеющимися BTL- и рекламными бюджетами.

Так что к любым цифрам следует относиться с недоверием. Как говорится, есть три вида лжи: наглая ложь, неприкрытая ложь и статистика. Идем дальше – во всех смыслах этого слова.

Рисунок 2.22 Объем рынка BTL в России (прогноз 2006 г.)

Положительной тенденцией последних лет является перевод BTL-бюджета из разряда «остаточных» в категорию основных12. В индустрии BTL продолжается стремительный рост, который ежегодно может составлять до 30% (рисунок 2.22). Однако, допустим, в 2006 г. рост составил всего 18%.

Факторы дальнейшего роста рынка BTL:

  1. Снижение эффективности прямой рекламы (ATL):

  • Снижение доверия населения к прямой рекламе.

  • Развитие розничных сетей.

  • Законодательные ограничения ТВ- и радиорекламы.

  • Тенденция среди крупных ТНК к увеличению бюджетов на BTL.

  • Рост цен на традиционные рекламоносители (например телевидение).

    Основываясь на тех же данных, можно сказать, что прогнозируемая доля BTL в общем рекламном бюджете к концу 2008 года составит 30%, а к 2010 году объем рынка BTL может достичь $4 млрд.