logo
МОСД консп

Особенности образовательных услуг

Особенность России состоит в том, что в течение длительного времени в сознание россиян внедрялась идея "права на бесплатное образование". С приходом рынка положение дел в образовании резко изменилось.

В государственных вузах вначале резко снизились конкурсы. Недобор был характерен для большинства российских вузов (особенно технических). Мало кто хотел получать специальности инженеров, агрономов, зоотехников, плановиков. Многие заводы и фабрики закрылись, сельскохозяйственные предприятия распались. Страна кинулась в коммерцию.

Несколько иное положение складывалось в негосударственных образовательных учреждениях, хотя обучение там только платное. Эти учреждения значительно быстрее поняли, что нужно развивать бизнес-образование, экономику, финансы, право, маркетинг и менеджмент.

В целом переход к рыночной экономике вначале нанес престижу образования серьезный урон. Вместе с тем спрос на образование имеет значительные перспективы для развития. По оценкам специалистов, России для нормального функционирования рыночной экономики требуется не менее 1,5 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. А это миллионы менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и других специалистов бизнеса. На подходе другая волна потребностей в специалистах для производства товаров и услуг, так как период «делания денег из воздуха» имеет свой естественный и достаточно скорый временной предел. Следовательно, уже сегодня в сферу образования нужно внедрять маркетинговый подход к формированию этого специфического рынка — рынка образовательных услуг (ОУ).

Образование — это принципиально новая, поисковая и перспективная сфера маркетинга.

Предмет маркетинга в образовании — это идеология, стратегия и тактика отношений потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.

Целевой результат маркетинговой деятельности — это обеспечение рентабельности ОУ через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

- личности — в приобретении знаний;

- учебного заведения — в развитии и благосостоянии сотрудников;

- фирм — в росте кадрового потенциала;

- общества — в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала.